Последняя тайна президента

Он был хорош собой, умен и очень богат. Один из самых обаятельных и популярных американских президентов - и один из самых скрытных. Мало кто знал, что Джон Кеннеди был с детства тяжело и неизлечимо болен.

Беззаботный плейбой, которого когда-то никто не воспринимал всерьез в качестве политика, спешил получить от жизни все. Возможно, потому, что не надеялся дотянуть до пятидесяти. Только самые близкие были посвящены в историю борьбы с недугами, которую Кеннеди пришлось вести всю жизнь.

Фабрика снобов и гениев

Он рос болезненным мальчиком: его преследовала тяжелая аллергия на пыль, собак и лошадей, приступы астмы и расстройства желудка, воспалялись лимфоузлы. Кроме того, Джон родился с дефектом позвоночника: одна нога короче другой, постоянная боль в спине… С юных лет мальчик носил корсет и особую обувь.

Разумеется, семья Кеннеди все это не афишировала. Его отец, один из самых богатых людей Америки, сенатор Джозеф Кеннеди втайне надеялся, что один из сыновей станет президентом США. «Именно политика, а вовсе не счет в банке делает человека могущественным», – говорил он.

Джозеф мог гордиться сыном. Джон окончил Гарвардский университет, который называли «фабрикой снобов, миллионеров и гениев». А во время Второй мировой, будучи офицером флота, проявил настоящий героизм. Недалеко от Соломоновых островов торпедный катер под командованием Джона был подбит японским эсминцем. Спаслось 11 человек; 15 часов они плыли до ближайшего острова, одного из подчиненных Джон тянул зубами за лямку спасательного жилета. Только благодаря находчивости Кеннеди вскоре подоспела помощь.

Фотографии Джона в военной форме с репортажами о его подвигах обошли все газеты. Лучшего начала для политической карьеры и придумать нельзя!

Охотник за сердцами

Впрочем, став членом Палаты представителей, Кеннеди не слишком утруждал себя посещением заседаний. Зато ему удалось покорить сердца журналисток, которые назвали его самым привлекательным мужчиной в палате. Он обладал особым магнетизмом и безо всяких усилий одерживал одну любовную победу за другой, при этом никогда не покупая женщин и не давая им обещаний. Напротив, делал вид, что его мало волнует, чем закончатся ухаживания, – и женщины сами вешались ему на шею. Добившись своего, он устремлялся на поиски следующей жертвы. «Меня интересует не столько результат, сколько процесс охоты», – говорил Джон. Завидное жизнелюбие для человека, у которого столько проблем со здоровьем…

Бронзовая болезнь

Кеннеди был в Лондоне, когда у его резко поднялась температура, упало артериальное давление, началась рвота и боль в желудке. 31-летнего будущего президента госпитализировали в частную клинику, где впервые прозвучал диагноз: болезнь Аддисона. А вслед за ним и приговор: Кеннеди осталось жить не больше года. При этом заболевании нарушается функция надпочечников, снижается иммунитет, и пациент становится беззащитным перед любой инфекцией. Чаще всего больные умирали, заразившись туберкулезом.

Единственное, на что мог теперь рассчитывать Кеннеди, – праздная жизнь больного богача. Но, как и тогда, у Соломоновых островов, Джон решил не сдаваться. Судьба вновь улыбнулась ему: болезнь Аддисона вскоре начали успешно лечить препаратом, который имплантировали в виде гранул в мышцы бедер и спины. Менять их следовало каждые 2- 3 месяца. Джозеф Кеннеди закупал целые партии редкого лекарства и хранил его в депозитных отделениях банков по всей Америке, чтобы, разъезжая по стране, сын всегда мог получить препарат. Вся медицинская документация была строго засекречена, ведь стань болезнь достоянием общественности, на политической карьере Джона можно было бы поставить крест.

А вскоре начали производить гидрокортизон. Гормоны творили чудеса: будущий президент почувствовал себя здоровым и был готов штурмовать новые вершины.

- Аддисонова болезнь довольно редкая: за год заболевает около 50 человек из миллиона, – объясняет Евгения Марова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделением нейроэндокринологии Эндокринологического научного центра РАМН. – Симптомы – сильная мышечная слабость, головная боль, потеря аппетита, снижение веса, низкое артериальное давление. Обычно при этом заболевании кожа приобретает смуглый оттенок. Пациенты иногда радуются, что летний загар у них сохраняется до первого снега, не подозревая, что такая необычная стойкость – один из ранних симптомов недуга, который называют еще и «бронзовой болезнью». Диагноз поставить несложно – надо лишь определить уровень кортизола в крови и моче.

Сейчас при аддисоновой болезни применяют гормонозаместительную терапию: она позволяет пациентам вести почти такой же образ жизни, как и здоровым людям. Нужно лишь избегать сильных психических и физических нагрузок, а если это невозможно, заранее увеличить дозу препарата. Не рекомендуется работать в ночную смену, на высоте, нельзя загорать и резко менять климат. Принимать гормоны надо постоянно, самостоятельно отменять их нельзя.

Кстати, не исключено, что заболевание у Кеннеди началось гораздо раньше, чем был поставлен диагноз. В юности его отличала страшная худоба, несмотря на отменный аппетит, – это очень характерно для аддисоновой болезни.

Ступенька за ступенькой

Следующим этапом в политической карьере был Сенат. Избирательную кампанию Кеннеди вел с необычайным упорством, нисколько не сомневаясь в победе: «Если проиграю, уйду из политики. Быть просто конгрессменом – не для меня».

Он научился экономить силы: поздно вставал, рано ложился, отдыхал днем, а потому во время выступлений выглядел необычайно бодрым и энергичным. Выходных для него теперь не существовало, Джон объезжал все городки штата, не пренебрегая даже самыми маленькими. И боль в спине снова дала о себе знать. Только от горячей ванны становилось легче…

Джон победил с преимуществом в 70 000 голосов. Пора было заняться работой над имиджем. Образ плейбоя для предстоящих политических битв не годился. Чтобы войти в Белый дом, требовалось стать добропорядочным семьянином.

«Вам телеграмма, мисс Бувье!»

Жаклин Бувье тоже обладала особым магнетизмом. Ее необыкновенные глаза – темные, мерцающие, широко расставленные – будто гипнотизировали собеседника, когда она смотрела на него в упор. Джон еще не встречал таких женщин.

Отношения развивались, но будущий президент не спешил делать предложение. Когда он наконец решился, Жаклин оказалась в командировке в Лондоне в качестве журналиста. Кеннеди выслал предложение руки и сердца телеграммой.

После помолвки жених повел себя довольно странно: отправился в компании приятелей на яхте в отпуск на Антибы. Невеста осталась дома. Впереди ее ждало еще много разочарований.

Несколько раз их брак был под угрозой, и если бы не свекор, очень ценивший Жаклин, они, возможно, расстались бы.

Случай № 3

Между тем приступы боли в спине у Джона возобновились. Он не мог спать по ночам. Чтобы поднять с пола карандаш, приходилось звать секретаршу. В своем кабинете он пользовался костылями и прятал их перед приходом посетителей…

- При корректно подобранной заместительной терапии болезнь Аддисона не влияет на костные ткани, – комментирует ситуацию наш эксперт. – Но избыток глюкокортикоидных гормонов способен вызвать потерю костной массы в позвоночнике, привести к развитию стероидного остеопороза. Если Кеннеди получал слишком много кортизона, это вполне могло произойти. Также не исключено, что он страдал остеохондрозом либо другим заболеванием опорно-двигательного аппарата.

Врачи предложили операцию, предупредив: шанс пережить ее – не более 50%. Выздоровление могла затруднить аддисонова болезнь, снижающая сопротивляемость к инфекциям. Близкие отговаривали его. Но Джон был упрям: «Лучше умру, чем проведу остаток жизни на костылях!»

За три часа операции в позвоночник имплантировали серебряную пластину и перелили около 1,5 л крови. В архивах Американской медицинской ассоциации это описывалось как «случай № 3: пациент с недостаточной функцией надпочечников вследствие болезни Аддисона, оперативное вмешательство по настоянию пациента».

Шло время, но улучшение не наступало. Было от чего упасть духом кому угодно, но только не Кеннеди. Он переносил боль с улыбкой и никогда не упускал случая пошутить. Возможно, именно благодаря оптимизму и чувству юмора он выжил.

Через несколько месяцев Кеннеди решился на вторую операцию. Серебряную пластину заменили костным трансплантатом. На этот раз боль отступила.

Выстрелы в Далласе

Кеннеди достиг всего, о чем мечтал, и болезни не смогли ему помешать: победа в президентской гонке, рождение сына и дочери, роман с секс-символом ХХ века Мэрилин Монро… Он стал самым молодым президентом в стране и остался в истории как прогрессивный политический деятель. Его президентство длилось недолго – всего два года. 22 ноября 1963 года во время поездки Джона в Даллас (штат Техас) раздались выстрелы.


Написать комментарий