Как примирить президента с премьером?

Принятые Кабинетом министров за день до окончания парламентских каникул и вступившие в силу с момента принятия поправки к трем законам, регулирующим деятельность спецслужб, вызвали негативную реакцию оппозиции. Фракция «Нового времени» даже успела опротестовать их в Конституционном суде.

У Бузаева есть идея компромиссной схемы надзора за спецслужбами

Законопроекты 1 февраля были в срочном порядке приняты Сеймом с небольшими изменениями, а 9 февраля президент страны вернула два из них на доработку в Сейм. Вайра Вике-Фрейберга недовольна прежде всего тем, что президент министров поставил под личный контроль все спецслужбы, реорганизовав состав Совета учреждений национальной безопасности. Ранее в этот совет входили руководители Бюро защиты Сатверсме, полиции безопасности и т. д. Теперь же совет состоит из возглавляющего его премьера, а также министров обороны, юстиции, иностранных и внутренних дел. Руководители спецслужб могут лишь приглашаться на заседания совета.

Негативную реакцию президента вызвал прежде всего тот факт, что близкий по составу совет Национальной безопасности уже существует. Кроме вышеупомянутых министров, туда входят еще председатели комиссий Сейма по обороне и национальной безопасности, а также сама президент, которая и председательствует в совете.

Теперь же совет при президенте страны превращается в фикцию, а реальный контроль за силовыми структурами переходит к совету при премьере, на заседания которого как ВВФ, так и оба председателя силовых комиссий Сейма могут даже не приглашаться.

Член комиссии Сейма по национальной безопасности запчеловец  Владимир Бузаев подал предложения, которые могли бы помирить обоих президентов – страны и министров. Депутат предложил ликвидировать дублирующую структуру – Совет учреждений национальной безопасности. Его функции, по проекту Бузаева, передаются совету Национальной безопасности, в который и без того входят все члены ликвидируемого совета. Но вместе с министрами, представителями исполнительной власти, вопросы надзора за спецслужбами будут решать также два председателя комиссий Сейма и президент страны.

На помощь работникам президентской канцелярии, ныне обеспечивающим функционирование Совета национальной безопасности, придет подчиняющаяся премьеру служба информационного анализа, по замыслу Калвитиса, обязанная обеспечивать работу Совета учреждений национальной безопасности.

Сейм рассмотрит поправки к обоим законам уже 22 февраля. И вместе с ними вступит в силу поддержанная Сеймом еще 1 февраля поправка Бузаева, лишающая премьера эксклюзивного права получать информацию спецслужб, не раскрывая источников информации. То есть права, которым премьер пользуется с момента принятия поправок Кабинетом министров – с 8 января нынешнего года.

P. S . В порядке ответной любезности через два дня после принятия Сеймом поправки Бузаева подконтрольное премьеру Бюро защиты Сатверсме отказало депутату в допуске к государственной тайне. Правозащитник обжаловал этот отказ в установленном законом порядке.


Написать комментарий