Игры вокруг президентского кресла напоминают фокусы наперсточников

"Выборы президента — это одна из важнейших шахматных партий в латвийской политике", — считает председатель правления Народной партии Кристиана Либане-Шкеле. В своем недавнем интервью супруга "рядового члена партии" Андриса Шкеле заявила: "Кто бы что ни говорил, но имя будущего президента никому не известно". Получается, что шахматная партия больше напоминает игру в привокзальный лохотрон — прохожим предлагается угадать, под каким колпачком спрятан шарик. Как известно, такие игры заканчиваются совсем не в пользу населения.

Единого мнения нет

Еще в конце января Вайра Вике-Фрейберга призвала парламентариев обратить внимание на изъяны процедуры выборов главы государства. В отличие от ситуации с реформой спецслужб, депутаты не отмели предложение президента с порога. По решению парламента создана подкомиссия, которая должна в течение трех месяцев разработать предложения по уточнению избирательной процедуры. Ведь в конституции не оговорены ни сроки выдвижения кандидатур, ни дата избрания главы государства. До сих пор партии использовали дыры в Сатверсме, чтобы насчет главного поста страны договариваться по-тихому.

Судя по довольно невнятной реакции политиков, единого мнения в коалиции нет. Только фракция ТБ/ДННЛ заявила, что выступает против внесения поправок в Сатверсме. Союз “зеленых” и крестьян (СЗК), как и объединение Латвийская первая партия / Латвияс цельш (ЛПП/ЛЦ), заняли привычную выжидательную позицию. Понятно, что решение в наибольшей степени будет зависеть от Народной партии (НП), представители которой выступили с противоречивыми заявлениями. Глава Юридической комиссии Сейма Марек Сеглиньш не исключает, что процедура избрания президента будет детально разработана в ближайшие месяцы. В то же время его коллега по фракции Винета Муйжниеце утверждает, что с поправками “никто спешить не собирается”.

Судьба вполне разумной президентской инициативы полностью зависит от непубличного соглашения между коалиционными партнерами. Ведь любой не прочь заполучить пусть не самое влиятельное, но самое престижное кресло в стране. И здесь возможны варианты: либо “народники” соглашаются умерить свои аппетиты, либо идут ва-банк.

Резкий рост “оранжевых” тенденций в латвийской политике и личного влияния Айгара Калвитиса может стать потенциальной причиной раскола коалиции. Ни одна из правящих партий в таком развитии событий не заинтересована, но еще опаснее для партнеров концентрация власти в руках “старшего брата”. Некоторые, например, считают недавнее задержание вентспилсского миллионера Мамерта Вайвадcа попыткой “народников” показать СЗК, кто в кабинете хозяин.

И хотя эта версия уж слишком отдает теорией заговора, никто не сомневается, что НП всем в коалиции создала “оранжевое” настроение.

Версия 1. Щедрость господ

Народная партия уже проявила готовность делиться постами с лояльными товарищами, отдав “зеленым крестьянам” портфель спикера Сейма, а “тевземцам” — цепь рижского мэра. Некоторым аналитикам это дает основания полагать, что пост президента может достаться объединению ЛПП/ЛЦ. Однако источник Телеграфа в ЛПП такую информацию не подтверждает. Команда Шлесерса, равно как и едва реанимировавшиеся ветераны из ЛЦ, кровно заинтересованы держаться у власти и в особых преференциях не нуждаются.

И все же, если предположить, что правление Народной партии примет решение отдать Рижский замок на откуп партнерам, то подкомиссия, которой тоже руководят “оранжевые”, наверняка подготовит проект поправок. Тогда в интересах “народников” будет с помощью закона вынудить младших партнеров назвать имена своих кандидатов задолго до выборов. По словам Сеглиньша, это может быть один или два месяца до голосования. За такой срок любой из претендентов может быть дискредитирован, как это было, например, с кандидатами на пост судей Конституционного суда или омбудсмена. В результате все альтернативные кандидаты могут пролететь, и тогда Народная партия с чистым сердцем предложит на пост президента своего человека.

Версия 2. Долгий ящик

И все же Народная партия вряд ли станет рисковать, затевая сложные манипуляции с президентскими поправками. Гораздо более комфортно следовать тактике, предложенной Муйжниеце, и затянуть подготовку проекта настолько, чтобы грядущие выборы прошли по старой схеме. Во всяком случае, в руководстве страны мало кто сомневается, что преемник Вайры Вике-Фрейберги будет “оранжевым”.

Решающую роль при утверждении нового главы государства могут сыграть оппозиционные фракции. Их роль особенно возрастет, если партнеры Народной партии попытаются устроить на правительственном корабле небольшой бунт. Однако на единство оппозиции рассчитывать не приходится: Новое время ни при каких обстоятельствах не поддержит выдвиженца главных оппонентов, в то время как Центр согласия способен проявить привычную лояльность премьер-министру. Вектор пяти голосов ЗаПЧЕЛ предсказать практически невозможно — настоящих друзей у них нет ни на левом, ни на правом фланге.

Президент взобралась на серьезную вышку, тщательно приготовилась к прыжку и выполнила неплохое юридическое сальто. Но за это время премьер снова выпустил воду из бассейна. Скорее всего и эта президентская инициатива разобьется вдребезги об оранжевый бетон. В лучшем случае Народная партия превратит предложение Вайры Вике-Фрейберги в новое оружие против конкурентов. И вряд ли в ходе очередной политической баталии кто-то вспомнит о законном праве граждан если не избирать президента, то хотя бы знать, что, собственно, происходит.


Написать комментарий