Последнее интервью Лембергса

В среду, 14 марта, в 21.30, то есть примерно за полчаса до оглашения решения суда о своем заключении под стражу, мэр Вентспилса Айвар Лембергс, воспользовавшись перерывом в заседании, появился в коридорах Суда Центрального района Риги - без конвоя и наручников. Его тут же обступила толпа журналистов, среди которых был и корреспондент NovoNews. Так было записано последнее интервью Лембергса перед его заключением под стражу.

- Расскажите, как вас задерживали?

- Задержали, как задержали, ничего особенного!

- Кто вас задержал? Дорожная полиция? Или кто?

- Угу..

- Вы превысили скорость? Как проходило задержание?

- Как в фильме (смеется).

- На каком основании вас задержали, за что?

- Меня задержали на основании 270-й статьи закона об уголовном процессе, и это серьезное нарушение: меня не могли задержать по этой статье, поскольку я в тот момент находился в статусе свидетеля, а по этой статье можно задержать лишь человека, который находится в статусе подозреваемого или обвиняемого. Так что это грубое нарушение. В этом суть, какая-то там машина не имеет значения…

- На ваш взгляд, это расправа? Политический заказ?

- Ну, не надо иметь богатого воображения, чтобы связать субботу со средой – тогда все становится довольно ясно (в среду, 14 марта произошло задержание, а в субботу, 10 марта президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга на пресс-конференции заявила, что принятие поправок к законам о национальной безопасности, которые расширяют круг лиц, получающих доступ к секретной информации, могут быть проллобированы олигархами. – здесь и далее – прим. NovoNews)

- Вы опровергаете все выдвинутые против вас обвинения?

- Ну, конечно. Можно будет сказать насколько это…. некомпетентно… (неразборчиво).

- Вас удивило это задержание?

- Нет, после субботы мне было абсолютно все ясно. Думаю, еще двоми господам должно быть тоже все ясно. (Лембергс, видимо, намекает на рядового члена Народной партии Андриса Шкеле и лидера Латвийской Первой партии Айнара Шлесерса, поскольку ранее в интервью телеканалу LNT утверждал следующее: “Те, кого надо уничтожить, вполне четко определены. Это Лембергс – номер один, Шкеле – номер два и Шлесерс – номер три. Все решено, задача ясна. Это политический заказ”.)

- Каким двум господам?

- Ну, вы знаете о ком речь…

- Вы подразумеваете Мамертса Вайвадса? (компаньон и соратник Лембергса, председатель совета компании Ventspils nafta, задержанный KNAB 21 февраля по подозрению в получении крупных финансовых средств преступным путем).

- Нет, нет…

- Вы связываете это дело с поправками к закону о национальной безопасности.

- Разве это не было в субботу?

- Значит с этим вы связываете?

- Ну! Я в субботу был на рыбалке, но с рыбалкой я это не связываю (смеется).

- Вы не боитесь, что вас могут оставить под стражей?

- Волков бояться – в лес не ходить!

- Вы не могли бы уточнить, кто эти двое господ?

- Те, о которых я говорил в связи с субботой.

- Шлесерс и …. ?

- Ну, надеюсь вы понимаете…

- (Неразборчиво) …война Вентcпилса против госпожи Вике-Фрейберги?

- Никакой войны не будет. Не будет войны.

- Вы считаете, что ваше задержание прошло под впечатлением от давления Вайры Вике-Фрейберги?

- Это ваш вопрос, но это не мой ответ.

- Но, вы кого-то вините в ситуации, в которую попали?

- Есть такая команда: “Фас!”. Трое были названы. Ну… Не знаю, хорошо это или плохо, но я оказался первым.

- Как вы себя чувствуете после допросов в прокуратуре и заседания суда?

- Ну, суд еще не закончился. Суд принимает решение. Я уже не задержанный, но нет решения суда. Так что все в руках судьи.

- Как ваше здоровье?

- Вообще, я нахожусь на больничном. Я не пил лекарства, которые должен был пить. У меня их нет с собой. Мне отказали в медицинской помощи. Без еды я был. Я сегодня утром ехал и слышал, как говорили о защите животных, мол, гуманно надо к ним относится и т.д.

- Сотрудники KNAB как к вам относились? Может как-то брутально?

- Нет, нет, никакой брутальности не было. Все было корректно – тут мне нечего сказать. Был один нюанс, но это не для прессы. Будем ждать результата. А вы (обращаясь к журналистам) здесь будете ждать? Суд сказал – три-четыре часа надо ждать, то есть примерно до 23.00.

P.S. как уже сообщала NovoNews, около 22.00 судья Марис Вигантс объявил о своем решении – назначить А.Лембергсу в качестве меры пресечения заключение под стражу, как того и требовала прокуратура.





Написать комментарий