Давно не регулировали…

Государство и экономика у нас обычно стараются не пересекаться. Уж больно неуклюжими получаются латвийские попытки госрегулирования экономических процессов.

Например, в начале 1990-х, переняв власть у советских госучреждений, правительство Годманиса озаботилось проблемой возможного голода латвийского населения и организовало фонд Lata International. Фактически это были те самые закрома родины, в которые правительство засыпало канадскую пшеницу, чтобы при необходимости предотвратить голодные бунты. Жизнь, однако, решила по-своему — на дизельных поездах и автобусах в Ригу прибыли толпы литовцев с баулами буханок и удовлетворили голод балтийской метрополии. Что до Lata Int., то она, как водится, была разворована, а правительство, учтя печальный опыт, объявило местную экономику открытой и саморегулирующейся. Во многом благодаря этому мы сегодня имеем конкурентоспособную банковскую систему, работающий транзит и вызывающие уважение объемы иностранных инвестиций.

Нынешний план борьбы с ростом цен вызывает не меньше вопросов, чем попытка накормить всех страждущих канадскими зерновыми. Например, пункт № 1 плана — сократить бюджетные расходы. Пункт № 2 — создать новый регистр заемщиков. С одной стороны — заморозить зарплаты чиновников; с другой — увеличить нагрузку на фискалов, которых обяжут выдавать справки о доходах при каждой покупке в кредит холодильника и кофемолок. Сначала объявляют о стимулировании конкурентоспособности экономики, потом опутывают ломбарды и прочих кредитодателей бюрократическими путами…

В принципе, антиинфляционный план может быть реализован по двум сценариям. Да, это сигнал международным рейтинговым агентствам и инвесторам (мол, мы не сидим сложа руки, господа денежные мешки, и готовим цивилизованную почву для ваших миллионов).

Просигнализировав инвесторам, министры умывают эти самые руки и спускают маловразумительную борьбу с ростом цен на тормозах. Что, наверное, не самый худший вариант развития событий.

Второй сценарий — это если министр экономики всерьез решит, что он может влиять на экономику страны, а министр финансов возомнит себя властелином всех латов и долларов, крутящихся в этой самой экономике. Тогда приедет очередная партия “литовцев”, которая придумает способы обхождения любых планов, правил и инструкций. Эффект в общем-то будет такой же, как и в первом случае, только резко вырастет потенциальная опасность воровства, коррупции, взяточничества. А потом опять придется самоустраняться и объявлять местную экономику открытой и саморегулирующейся.


Написать комментарий