Первомай в Берлине – вечный бой

Вот уже двадцать лет подряд в берлинских районах Кройцберг и Пренцлауэрберг в первые две майские ночи воют полицейские сирены и при свете горящих мусорных баков радикалы дерутся стенка на стенку.

Ровно двадцать лет подряд первые два майских дня отмечаются в столице Германии массовыми драками между лево- и праворадикальными молодежными группировками.

Первопричину этих побоищ давно уже все забыли, хотя сама по себе она весьма интересна: 1 мая 1986 года в Кройцберге должна была состояться демонстрация неонацистов, против которой протестовали левые. Полицейское управление Берлина не нашло ничего лучшего, как запретить антидемонстрацию леворадикальной группировки «Сталинская молодежь» (одно название чего стоит!) под тем предлогом, что… в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в Берлине повысился радиационный фон, могущий повредить здоровью «автономов».

При этом о физическом состоянии неонацистов берлинская полиция как-то забыла позаботиться, так что их марш отменен не был. Возмущенные таким отношением левые без всякого позволения накинулись на правых и прогнали их прочь. Обозленные бритоголовые поклялись отомстить – и в ночь с 30 апреля на 1 мая уже 1987 года в Кройцберге состоялось первое крупномасштабное побоище, затянувшееся на трое суток. С тех пор обе группировки, как Монтекки и Капулетти, все никак не успокоятся и «мстят» друг другу.

Сегодня, как уже было отмечено, этого почти никто не помнит, и хулиганы, приезжающие в Берлин «на гастроли» из самых дальних уголков Германии, не обязательно относятся к числу бритоголовых неонацистов или их вечных противников, леворадикальных «автономов», и если их спросить, чего ради они дерутся, скорее всего, ответят незабвенным портосовским лозунгом: «Дерусь, просто потому что дерусь!»

Следует, однако, признать, что интенсивность этих побоищ за последние пару лет явно пошла на спад и в этом немалая заслуга берлинской полиции. Еще в мае 2006 года столичные полицейские применили разработанную ими тактику так называемого мягкого присутствия. Если вкратце, то она заключается в том, что, с одной стороны, небольшие патрули открыто занимают позиции во всех опасных районах, с другой же – своеобразные «силы быстрого реагирования» готовы в течение нескольких минут подавить очаги напряженности и не дать им развиться в нечто большее.

Тем не менее, хотя ночь с 1 на 2 мая в Берлине оказалась более-менее спокойной, к вечеру вторника напряжение стало нарастать: за два часа до полуночи в полицейских полетели первые камни и бутылки, а на улицах Кройцберга и восточноберлинского района Фридрихсхайн заполыхали подожженные мусорные баки. Результат ночного побоища – 119 задержанных, 42 легко раненных, из них – 14 сотрудников полиции. Тяжело раненных нет, в отличие от побоищ прошлых лет, когда в массовых столкновениях бывали и убитые. Сгорели пять автомобилей, а общая сумма нанесенного ущерба составила несколько сот тысяч евро.

И все же все сходятся во мнении, что начало мая 2007 года прошло в Берлине куда более мирно, чем в минувшие годы. Как заявил полицай-президент столицы Дитер Глитч, «в Вальпургиеву ночь в столице Германии пахло жареными сосисками, а не порохом».


Написать комментарий