Потери минблага: трупы инвалидов, горящие пансионаты и 70 000 на аферах

За последний год сгорело два пансионата: сотням людей негде жить - минблаг забыл поискать деньги на ремонт. Кроме того, потеряно 70 тысяч латов на «протезной афере» - минблаг забыл потребовать компенсацию у мошенников. Чем же занимается министр Дагния Стаке? В основном дает интервью на пепелищах... Об этом рассказывает депутат Сейма, член социально-трудовой комиссии Андрей Клементьев

Комиссия Сейма по социальным и трудовым вопросам сейчас занимается необычными вещами. Например, незакупленными карандашами для слепых, безответными письмами о восстановлении пансионата, не выдвинутыми претензиями к мошенникам и обманутым инвалидом, которого попытались вычеркнуть из списков минблага…

- Коротко выразить впечатление от действий министерства благосостояния можно так: оно не работает, – суммирует г-н Клементьев, подавший на днях заявление о действиях минблага в KNAB. – Причем эта пассивность во многих случаях выглядит просто подозрительной с точки зрения закона.

Ниже – наиболее заметные примеры последнего года.

Про горящие пансионаты

26 августа 2006 года, 9 месяцев назад, сгорел пансионат «Ильги» – европейский проект ценой один миллион евро.

Никто из ста обитателей пансионата (душевнобольных) не пострадал. Но два этажа здания пришли в полную негодность, обитателей пришлось разместить прямо друг на друге по оставшимся корпусам.

- На место событий тут же прибыла министр благосостояния г-жа Стаке, – вспоминает депутат Клементьев. – Дала, как водится, интервью перед телекамерами…

После этого директор центра социальной опеки «Ильги» г-жа Загребина написала в минблаг семь писем с просьбой помочь в восстановлении пансионата. Хотя бы 50 тысячами… И все они остались без ответа. В сгоревшем здании жить по-прежнему нельзя, и никакая комиссия его не принимает.

Минблаг, кроме министерского интервью, больше ничем не помог: ни деньгами (хотя пробить средства было легко: был профицит бюджета. Можно же было обратиться в минфин и попросить денег…), ни юридической помощью, чтобы истребовать деньги у страховщика. В итоге страховка так и не была выплачена.

- На сегодня ситуация такая, – говорит Андрей Клементьев, – до сих пор не найдено финансирование, чтобы отреставрировать два этажа в «Ильги». Минблаг за эти девять месяцев не сделал ничего. Тем временем сгорел и печально знаменитый «Реги» – напомню, это было зимой. Министр и в этом случае отправилась давать интервью на место трагедии… А 700 человек продолжают стоять в очереди на размещение в социальных центрах.

Впрочем, на днях представитель минблага сообщил комиссии Сейма по социальным делам радостную новость. Его структура наконец подала служебную записку Кабинету министров – о финансировании восстановления «Ильги» и «Реги». И знаете, когда это произошло? 21 мая 2007 года. Лишь после того, как депутаты лично вмешались в происходящее. Спустя девять месяцев после пожара.

О карандашах для слепых и «исчезающих инвалидах»

А вот еще одна тема, по которой в KNAB подано заявление, – минблаговское госагентство Центр технической поддержки. На руках у депутатов сейчас целый список непонятных случаев с инвалидами. В частности, с тем, как закупаются для них спецустройства.

- На конкурсе, к примеру, приобретаются некоторые вещи, – продолжает Андрей Клементьев, – которые работают исключительно в комплекте: специальные доски для письма, предназначенные для слепых. К ним полагаются соответствующие карандаши, но их в конкурсе нет. На карандаши приходится устраивать отдельный конкурс…

Далее есть жалоба от конкретного человека – инвалида Иварса Рогалева. С него были взяты деньги за приспособление, которое закон ему гарантировал бесплатно. Когда я обратился с запросом в министерство, мне ответили, что «такого больного на учете в качестве получателя приспособления нет». При этом в медкомиссии Центра технической поддержки выдали карточку, где четко написано, что Иварс Рогалев является получателем этого товара. Это же насколько далеко зашел конфликт, что они даже пытаются человека изъять из картотеки!

«Протезная афера» и никаких претензий

И наконец, совершенно подозрительная история с «протезными мошенниками». Напомним фабулу. Фирма Orto Pluss в 1999 году выиграла конкурс Центра технической поддержки на поставку протезов. И тут же приступила к работе…

Но в конце 2004 года управление экономической полиции задержало членов правления Orto Pluss Андрейса Варченко, Дайниса Злауготниса и председателя правления Агриса Бриедиса. По мнению обвинения, начиная с 2002 года Злауготнис в сговоре с остальными указывал в отчетах фиктивные данные. Как выяснило следствие, Orto Pluss представляло для отчетов копии несуществующих договоров, согласно которым поставляло протезы вымышленным или умершим людям. Счет за такие «услуги» компания представляла государству.

Всего за время своего нахождения у госкормушки в фирме Orto Pluss было произведено 5000 протезов. Как выяснило следствие, проверив 4000 сделок, 318 из них были заключены фиктивно. То есть речь идет об ущербе государству на сумму 70 477 латов. Кроме того, всем обвиняемым была вменена «отмывка денег». По мнению прокуратуры, полученные путем мошенничества «протезные» деньги легализовались при помощи фиктивных договоров с различными фирмами о якобы предоставлении маркетинговых услуг.

Так вот, несмотря на серьезнейший список обвинений – мошенничество, отмывка и т. д., прокурор запросил для членов правления Orto pluss всего лишь штрафы на 36 тысяч и конфискацию имущества. Суд пошел еще дальше – и ограничился штрафами. Ну а минблаговский ЦТП – НЕ ВЫДВИНУЛ ГРАЖДАНСКОГО ИСКА. То есть 70000 латов, пропавших из казны благодаря Orto Pluss, ЦТП, вероятно, счел суммой слишком незначительной.

- 23 апреля по этому делу был вынесен приговор, – напоминает Андрей Клементьев. – Я известил минблаг, дал возможность министерству исправить ошибку по этому делу, подать гражданский иск против этой фирмы, против людей.

До сих пор этого не сделано. Так что теперь у меня вопрос к KNAB и Генпрокуратуре: не является ли это служебным нарушением и преступной халатностью?

Вывод г-н Клементьев делает такой:

- Возникают вопросы о соответствии министра занимаемой должности.

Нюанс

Вчера глава министерства благосостояния Дагния Стаке сообщила СМИ: она уволила директора «Реги» Ирену Хартмане. Ибо: 1) в мансарде пансионата были затеяны строительные работы – без согласования с министерством; 2) на многих должностях работали неспециалисты; 3) во время пожара работники социального центра не смогли справиться с огнем и соблюсти инструкции пожарной безопасности должным образом – из чего видно, что «противопожарное обучение в «Реги» было формальным». Таким образом, г-жа Хартмане «утратила доверие работодателя».

Теперь ситуация, к счастью, вновь под контролем.


Написать комментарий