Даугавпилчанин ищет в США источник галактических лучей

Америка, Америка... Кто-то ненавидит эту сверхдержаву за ее «империалистские» замашки, кто-то ею восторгается. Но факт фактом — со времен Колумба не было человека, равнодушного к Новому Свету.

Вот так материк в северном полушарии, пересекаемый тропическим поясом и полярным кругом, манит в свои бескрайние просторы, поражает причудливым смешением реальности и мечты…

А еще Соединенные Штаты Америки традиционно называют страной огромных возможностей — мол, тут все зависит от твоей настойчивости в реализации цели, от уверенности в себе и работоспособности. Шанс Америка тебе даст… Хочешь стать миллионером — дерзай, хочешь быть голливудской звездой — пожалуйста, хочешь заниматься проблемой космических лучей — и тут все в твоих силах… Даугавпилчанин Дмитрий Иванов так и поступил. Захотел узнать, где же находится источник первичных галактических космических лучей и теперь в свое удовольствие занимается этой проблемой в Рутгерском университете города Нью-Брунсвик в штате Нью-Джерси. И хоть тепла и интересна его американская жизнь, но на родину, в Даугавпилс, американский физик прилетает каждый год. Ведь в Латвии у него живет отец, а в соседней Белоруссии — любимая бабушка.

Это целесообразно!

«Я поселился в США в 2000 году: моя мама уехала туда на постоянное место жительства, и я с ней. Ехал и с радостью, и с грустью. С грустью — ведь в Латвии оставался мой папа, мои друзья. С радостью — потому что Америка обещала простор для интересных исследований…», — рассказывает Дмитрий. Так его жизнь переменилась кардинально. Освоиться в американской школе (Дима уехал, окончив в Даугавпилсе десять классов, а доучиваться предстояло в Америке) пришлось очень быстро: «Не было другого выхода!» Уже через полгода его перевели из специального класса с курсом «английский как второй язык» в обычный класс с американскими подростками. Какие они там, эти подростки? «Обычные, нормальные», — утверждает Дмитрий, настаивая на том, что степень комфортности общения здесь зависит только от коммуникабельности самого человека. И отмечает большой интернациональный состав учеников школы. Так уж получилось, что восточное побережье Америки, где и находится штат Нью-Джерси, облюбовали люди приезжие: «Наверное, все дело в том, что сюда ехать ближе и экономические зоны хорошие — штат удачно находится между Филадельфией и Нью-Йорком. И поэтому именно здесь целесообразно остановиться».

Но Дмитрию повезло. Он всегда был больше физиком, чем лириком… «Сначала все было непонятно. Я не понимал, что они говорят. Зато с математикой все было ясно: откроешь учебник, а там такие знакомые символы! Символы в математике, химии везде одинаковы. Вот так в Америке еще больше увлекся химией, поступил в университет. Вскоре перешел на факультет физики — по моему мнению, она более фундаментальна. Химия — это раздел физики в моем понимании». В американских университетах обучение таково, что, поступая в учебное заведение, студент на первом курсе только выбирает сферу своих занятий. И чтобы лучше определиться в приоритетах, каждому студенту полагается консультант. Одним из консультантов Дмитрия очень удачно стал профессор физики, занимающийся исследованиями в области космических лучей. «Мы много разговаривали с профессором, и я понял, что мне интересна экспериментальная физика высоких энергий. Я закончил университет, а теперь учусь в аспирантуре и работаю все с тем же профессором, который меня нанял на работу уже на втором курсе. До чего я лично хочу докопаться? Я ищу источники космических лучей в космосе! А потом хочу заняться поиском интересных эффектов в энергетическом спектре и изучать состав космических лучей».

Любимый ультрафиолет…

«Мое утро начинается, как у всех, — с чашки кофе. Потом я делаю что-нибудь полезное для нашего проекта. Недавно мы закончили один эксперимент, теперь обрабатываем его результаты», — рассказывает Дмитрий. Эксперименты проходят совместными усилиями многих университетов — Америки, Японии, Китая, Тайваня. Финансирование тоже совместное. Основное действие происходит в пустыне штата Юта. Там ультрафиолетовый свет от космических лучей собирают специальными зеркалами, которые его (свет) фокусируют на измерительные приборы. Эксперимент должен проходить ночью, когда нет Луны — Луна отражает ультрафиолет от Солнца. И таким образом, если во время эксперимента появится Луна, то все — чувствительная электроника приборов взорвется. Перегорит. «И свет от звезд тоже принимаем в расчет — он отнимается от полученных данных. Мы в это время контролируем эксперимент из своей лаборатории по интернету, управляем приборами. Свет собрали, и потом с помощью компьютеров вычисляются все энергии, траектории космических лучей. Этой осенью я собираюсь сам поехать в штат Юта, чтобы работать над сборкой нового детектора».

Конечно, эти исследования очень важны и полезны. К тому же, побочно можно еще что-нибудь полезное для человечества открыть. Ведь наш любимый интернет — тоже своего рода побочный продукт научных проектов в исследовании элементарных частиц. «Очень возможно, что и тут будут открыты некие новые технологии. И я рад, что я хоть и маленькая, но крупинка в этих глобальных исследованиях», — признается американский физик даугавпилсского происхождения Дмитрий Иванов.

Что конкретно он вложил в дело распутывания тайн космических галактических лучей? «Есть некоторые предположения относительно источника этих лучей. Но я не хотел бы говорить о них сейчас. Я собираюсь опубликовать эти данные совсем скоро, а пока надо проверить еще раз… Раскрыть хоть маленький секретик?.. Ну хорошо: я нашел не источник, а дырку — место, откуда космические лучи просто не приходят к нам на Землю. Есть такой галактический антицентр… И в этом регионе интенсивность галактических лучей очень сильно падает. Может быть, там расположены какие-нибудь дебри, оставшиеся от погибшей галактики или от соединения галактик, которые блокируют эти частицы».

Слухи преувеличены

В общем, понятно, что Дмитрию в Америке живется очень интересно. Он не стал пока гражданином этой страны, но (по нашему мнению) полюбить ее уже успел. Как замечает он сам, «она мне стала ближе…» Где его родина? «Конечно — там, где я родился уже по определению. Где жить собираюсь? Может быть, останусь в Америке… Мое сегодняшнее состояние гармонично — я живу между Америкой и Даугавпилсом, и это меня устраивает. В США я живу по американским стандартам, здесь автоматически переключаюсь на латвийские. Да и потом, обе страны уже стали похожи, разительных отличий я даже и не припомню… Чаще всего я не думаю о выборе. У меня есть о чем задумываться — о космических лучах».

Вот так 11 месяцев в году он живет в Нью-Джерси, наслаждаясь тропическим климатом — проехав всего сорок минут на машине и попадаешь на берег океана. Он живет в студенческом общежитии, бегает по утрам и утверждает, что слухи о тупости американской нации сильно преувеличены. «У меня язык не повернется назвать моего профессора тупым. Все мои друзья (в основном, это инженеры, физики и химики) очень умны. Предпочитают вести здоровый образ жизни и не злоупотребляют гамбургерами. Кашу манную, конечно, в американских столовых вы не встретите, но вот овсянка очень востребована».

В качестве хобби Дмитрий с друзьями любит сыграть в шахматы, съездить на рыбалку. Рассказывает, что рыба на побережье Нью-Джерси крупнее нашей. «Маленьких окуньков тут не встретишь — все огромные окунищи. Удочки в дугу от них сгибаются. Мутанты? Нет, они там всегда такие были».

И слухи о крахе аамериканской экономики тоже раздуты. «Не чувствуется острого кризиса в Америке. И ведь не может же экономика всегда расти, должны быть небольшие спадики… Да, скоро выборы президента. Я пока не могу участвовать в них. Но считаю, что Буш — политик, демократически выбранный американским народом. И если ты к нему относишься плохо — значит, ты плохо относишься к народу, который его избрал. Может быть, я не со всеми действиями президента Америки согласен, но ругать я его тоже не собираюсь. Для этого у нас есть журналисты из либеральной прессы, спецы в том, как хорошенько обругать Буша. Анекдоты про Буша, конечно, рассказывают, карикатуры в газетах бывают. Там пресса свободная — про кого угодно напишут что угодно».

Ему нравится американская этика, следуя которой, при встрече с незнакомым человеком нужно вести себя вежливо и демонстрировать свое дружелюбие улыбкой. Ему нравится, что город Нью-Брунсвик, где он живет, чем-то похож на Даугавпилс, только по размерам чуть меньше. Ему нравится, что здесь всегда очень много солнца. И главное — здесь находится университетская лаборатория, где на него обязательно находит вдохновение, которое физикам тоже не чуждо.

КСТАТИ

Космические лучи (КЛ) — естественная радиоактивность космоса, представляет собой поток заряженных частиц высоких энергий, падающих на Землю из космического пространства. По одной из теорий, КЛ сверхвысоких энергий образуются благодаря сверхновым звездам. До развития ускорительной техники космические лучи служили единственным источником элементарных частиц высокой энергии. Химический спектр космических лучей более чем на 94% состоит из протонов, еще на 4% — из ядер гелия (альфа-частиц). Есть также ядра других элементов, но их доля значительно меньше. Длительное воздействие космической радиации способно очень негативно отразиться на здоровье человека. Для дальнейшей экспансии человечества к иным планетам Солнечной системы следует разработать надежную защиту от подобных опасностей — ученые из России и США уже ищут способы решения этой проблемы.