Долговая петля: можно ли ее избежать? 3

69-летнего пенсионера Игоря Василевского суд постановил выселить из его квартиры в Крыжах. Он долго, но тщетно отстаивал свое право на привычное жилище в самых разных судебных инстанциях – вплоть до обращения в далекий Страсбург. При этом за десять лет он ни сантима не заплатил за тепло. Увы, Страсбург не помог…

Валентина Дубина, юрист городского Предприятия жилищного хозяйства:

 Разумеется, историю Игоря Василевского, проживавшего в Крыжах, на Полигона, 48 59, я не могу не знать. Он получил эту квартиру 23 января 1986 года на основании обменного ордера и проживал там вплоть до сегодняшнего дня. Несмотря на неоднократные предложения, договор найма на квартиру он с нами не заключал, а оплату за жилище и коммунальные услуги производил только до 2000 года. Потом он стал считать себя неимущим, и якобы платить больше не должен. Г-н Василевский обратился в соцпомощь о признании за ним статуса малоимущего и добился этого, а те платежи, которые с тех пор были внесены – за 6 лет в размере более 600 латов только за тепло – поступали благодаря данной организации. Однако он забыл, что наличие статуса малоимущего все-таки не освобождает от внесения дополнительной оплаты и из собственных средств. Сам же Игорь Василевский за все время не внес ни сантима.

На 1 декабря 2005 года совокупный долг г-на Василевского составил более 175 латов по квартплате, 569 – за тепло и 37 – за холодную воду. До этого момента с ним неоднократно велись переговоры, выносились, как и полагается по закону, предупреждения, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Попросту человек не желал нас понимать, вообще не предпринимал никаких практических действий к сохранению за собой квартиры. Тогда, с разрешения жилищной комиссии Гордумы, 16 декабря последовало обращение в даугавпилсский суд и 14 июня 2006 года было принято решение о выселении. При этом суд руководствовался положениями закона о квартиросъемщиках, который ясно указывает, что выселение может произойти при наличии долгов, превышающих сумму трехмесячных начислений. Долги же Василевского к тому моменту эту сумму превысили многократно. Игорь Василевский использовал свои законные права на аппеляцию, но 11 сентября Латгальский окружной суд оставил данное решение в силе.

Однако г-н Василевский, не успокоившись на этом, подал кассационную жалобу в Верховный суд. Но и это учреждение 28 февраля текущего года подтвердило решения нижестоящих инстанций. На данный момент данные судебные решения вступили в силу, и мы просто исполняем закон. Не стоит забывать, что все решения принимались только лишь после тщательного анализа событий, с учетом всех существенных факторов. Так, поскольку Игорь Василевский является пенсионером, вопрос о выселении детально рассматривался думской жилищной комиссией. Поскольку его пенсия явно не позволяла ему оплачивать благоустроенную квартиру, ему была предложена квартира с печным отоплением на улице Кюхельбекера. Данное предложение г-н Василевский проигнорировал, ссылаясь именно на ее неблагоустроенность. Но тут нелишне напомнить, что все квартиры, предлагаемые Гордумой, соответствуют нормативным актам о пригодности жилых помещений: то есть окна, двери, необходимые коммуникации содержатся порядке, хотя в квартире и может отсутствовать косметический ремонт.

Затем Василевскому была выделена площадь на Шаура, 26, точно также пригодная для жилья – без косметического ремонта, но оснащенная всем необходимым. Зато плата за нее куда меньшая, нежели за его прежнюю квартиру.
Теперь что касается долгов. Игорь Василевский согласился оплатить долг за квартплату, остаются задолженности по отдельному иску, поданному против него теплосетями.

Хочу еще раз обратить внимание, что дело Игоря Василевского рассматривалось в трех судебных учреждениях, в том числе и в инстанции, которое обладает наивысшим авторитетом в этой сфере на латвийской земле. Поэтому нет оснований утверждать, что он оказался жертвой какой-либо невнимательности или небрежности. Было принято наиболее оптимальное решение из всех возможных.

Игорь Василевский, пенсионер:

 Увы, все инстанции, куда я обращался, подтвердили судебное решение, по которому я обязан покинуть свое жилище. Это произошло несмотря на то, что я отказываюсь от взноса коммунальных платежей не по своему злому умыслу, а в силу объективных причин. Я практически неплатежеспособен и к тому же живу один. Из тех 60 латов, что я получаю, я еще могу позволить себе покупать питание, изредка – что-то из одежды… Больше – ничего! Выплата денег за «коммуналку» для меня гибельна. Частично, правда, муниципалитет за меня кое-что и выплачивал, но этого абсолютно не хватало.

Мой трудовой стаж – 42 года. Но Латвия засчитала мне только 10 из них, отработанных на ее территории, и этот факт послужил причиной моего обращения в Страсбургский суд. Досудебное рассмотрение моего дела идет уже с 2002 года, тянется переписка между Страсбургом и Латвией, но пока что конца-края этому не видать… Суть моих претензий к государству именно в том, что оно не учитывает стаж работы за пределами Латвии, хотя в то время все мы жили в одной стране – СССР. Договор с Россией об этом, как все знают, до сих пор не подписан.

С 86 го года я работал в даугавпилсском отделении предприятия Госкомнефтепродукт СССР, затем на «Электроинструменте» – вплоть до момента когда предприятие обанкротилось. Естественно, пенсию мне насчитали микроскопическую, а выселение стало прямым следствием этого. В квартире же, из которой меня сейчас выселяют, я проживаю уже 21 год: с того времени, когда приехал в Даугавпилс из Ташкента. В начале 90 х несколько лет пришлось просидеть вообще без работы, из-за чего я упустил первую волну приватизации квартир. Да и позже приватизировать жилье из-за безденежья не получилось.
Возможностей дополнительного заработка фактически не имелось. Куда бы я не обращался, первым делом интересовались наличием «аплиецибы» о знании госязыка, которой у меня не было. Долгое время я не мог позволить себе записаться на языковые курсы, поскольку они стоят денег. Да и, знаете ли, возраст у меня, мягко говоря, не располагает к изучению языков. К тому же учить язык, не имея куска хлеба… Все эти факты и инспирировали мое неудачное обращение в суд, поскольку я счел, что по вине наших властей, Сейма и Кабинета Министров, установивших столь дискриминационные порядки, меня и не брали на работу. В конце концов, я сдал-таки на первую категорию, но тут обнаружилась новая проблема. Никто из потенциальных работодателей не желал связываться со мною в силу того же возраста – предпочитают брать более молодых. Да и на думскую отработку людей пенсионного и предпенсионного возраста не берут – у них очень много должников, и возможность отработать долг предоставляется, в первую очередь, тем, кто помоложе…
По предложению судебного исполнителя я должен очистить квартиру. Куда ехать – просто не знаю. То жилище, которое мне предложили на Шаура, не удовлетворяет меня по многим причинам: комната с голыми стенами, отсутствие нормальной кухни и умывальника, один туалет на весь коридор, грязь… Без ремонта, в общем, не обойтись. А ведь, даже покидая свою квартиру, я не избавляюсь от долга, который по-прежнему на мне висит. Суд определил взыскать 53 лата за квартиру, плюс двадцатку на судебные издержки. Одалживаю сейчас где только можно, лишь бы расплатиться. Ко всему, мне еще предстоит судебное заседание по поводу неуплаты за услуги теплосетей. Выплачивать за тепло из моей символической пенсии я, естественно, не имел возможности… Правда, на момент суда у меня не было официального статуса малообеспеченного. Мне казалось, что мое материальное положение и так очевидно. Можно ли было найти какую-то работу, составить график погашения долга? Вероятно, какая-то возможность была. но я полагал, что меня не имеют права выселить. и некоторые люди убеждали в этом.

Что делать дальше? Не знаю…

20.06.2007 , 09:20

Экспресс Неделя


Написать комментарий

А что же Степанов? Ведь это он науськал Василевского. И вот итог - улица.

Да нет, это дроботовский Запчел его довел... "Зищитнички"...

Аноним: Да нет, это дроботовский Запчел его довел... "Зищитнички"...

А при чем тут Пчелы? Насколько я помню, Степанов его в судах отстаивал, уму-разуму учил...

Написать комментарий