Польша против ЕС

21 и 22 июня в Брюсселе пройдет саммит 27 стран ЕС. Главный вопрос повестки дня - евроконституция. Если в этом вопросе не будет достигнут прорыв, то «Европу ожидают крайне серьезные последствия», полагает канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Варшава на открывающемся завтра саммите ЕС хочет выторговать для себя особые условия

Почему мы привели высказывание именно Меркель? Дело в том, что шестимесячный срок президентства Германии в ЕС заканчивается и самммит должен подвести итоги сделанного Берлином. Вот ФРГ и решила оставить по себе память как о стране, которой удалось сблизить позиции всех стран ЕС по самой сложной и живо- трепещущей проблеме, ведь, как известно, Франция и Нидерланды в 2005 году на референдумах проголосовали против принятия единой конституции.

Почему же Германия, а вместе с ней и новый президент Франции Николя Саркози настаивают на новой конституции, причем принять и ввести ее в действие, говорят Берлин и Париж, надо быстро – буквально до выборов в Европарламент в 2009 году. Дело в том, говорят они, что на мировой арене все заметнее влияние стремительно развивающихся Индии и Китая, да и позиции России становятся все прочнее, а конституция позволит повысить эффективность Евросоюза.

Для того чтобы решение по главному вопросу было принято, Берлин даже готов пойти на некоторые уступки. Например, готов изъять статью о единой символике ЕС, поскольку ряд государств усмотрели в ней угрозу своему национальному самосознанию.

А что же в конституции останется? Из основных положений стоит упомянуть следующие:

учредить постоянные посты президента (его будут избирать лидеры ЕС на 2,5 года с правом однократного переизбрания) и министра иностранных дел;

сократить состав Еврокомиссии (правительства сообщества) до двух третей от общего числа стран-членов;

сократить потолок в 750 депутатов для Европарламента.

Но главное – реформировать механизм принятия решений.

А вот тут возникают проблемы. И главная из них – Польша.

Сейчас в ЕС действуют сложная система, которая определяет, сколько голосов имеет страна, основываясь на демографических, экономических и других показателях. В результате вес Германии в ЕС (29 голосов, население 84,2 миллиона человек) сегодня оказывается практически равен весу Польши (27 голосов и 38,5 миллиона населения).

Берлин желает ввести принцип так называемого «двойного большинства», при котором решение будет считаться принятым, если его поддержат не менее 55% стран (при нынешних 27 это будет 15 стран) и их совокупное население составит не менее 65% от всего сообщества. Блокировать меру смогут не менее четырех стран.

Польша же (кстати, единственная в ЕС) считает, что подобная реформа поставит ее в неблагоприятное положение. И предлагает систему, при которой вес каждой страны будет зависеть от численности населения (так называемая система квадратного корня из населения страны, при которой Польша получает 6 голосов, а Германия – 9). При этом ни на какие компромиссы поляки идти не желают, заявляя, едва ли не как кубинцы когда-то: квадратный корень или смерть.

Уговорить поляков пытались Швеция, Италия, Австрия, Эстония. Накануне саммита в Варшаву отправился глава испанского правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро. Но все тщетно – Польша, если ее не послушают, готова наложить вето.

Это станет для Германии не только большим разочарованием – серьезным ударом. Ведь две проблемы, которые она планировала решить во время своего президентства, – начало переговоров с Россией по новому базовому соглашению, которое должно прийти на смену устаревшему Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, и реанимация конституционного процесса в ЕС, – окажутся не выполненными. И обе – по инициативе Польши.


Написать комментарий