Варшава отвесила Вильнюсу «атомную» оплеуху.

Премьер Ярослав Качиньский отказался приехать в литовскую столицу на совещание партнеров по строительству в Литве новой атомной электростанции.

Новую АЭС на площадке закрываемой в 2009 году по требованию Брюсселя Игналинской станции, которую Евросоюз считает небезопасной, Литва, Латвия, Эстония и Польша планируют коллективно построить к 2015 году. Между партнерами, однако, пробежала первая черная кошка.

Проблемы возникли в связи с 34-процентной долей акций проекта, которую Вильнюс зарезервировал за собой в законе об атомной электростанции. Трем другим участникам досталось по 22 процента акций. Рига, Таллин и Варшава просили Литву не включать в закон эту цифру, но их пожелание было проигнорировано. «34 процента появились с учетом требований МАГАТЭ, чтобы у проекта была страна-лидер, без чего никто не разрешит строить станцию», – пояснил премьер Литвы Гядиминас Киркилас. И пригласил своих коллег из Латвии, Эстонии и Польши приехать 6 июля в Вильнюс для обсуждения дальнейших шагов по осуществлению проекта, а заодно для участия в торжествах по случаю Дня государства.

Поздно вечером 5 июля Качиньский позвонил Киркиласу и уведомил, что в Вильнюс «в связи с занятостью» не прибудет. Словно в насмешку другой Качиньский – брат премьера и президент страны – в тот же день 5 июля поблагодарил президента Валдаса Адамкуса за поддержку, оказанную Польше на недавнем саммите глав государств Евросоюза.

Рухнула надежда на подписание четырехстороннего меморандума об участии Вильнюса, Риги, Таллина и Варшавы в строительстве атомной станции. «Меморандум стал бы первым официальным заявлением партнеров, подтверждающим, что мы строим АЭС», – говорил Киркилас. Тем не менее несколько растерянная тройка решила совещаться без Качиньского. По итогам встречи лаконично заявлено о том, что «премьеры стран Балтии подтвердили намерение строить новую АЭС».

Литве не первый раз не везет с 6 июля, когда она отмечает День государства. В 2003 году также в Вильнюс на 750-летие (!) Литвы отказалась приехать Вайра Вике-Фрейберга. Латвия не поняла бы президента, если бы в «такой день» она не осталась со своим народом, объясняла Рига Вильнюсу. Как раз 6 июля в Латвии тогда закрывался Праздник песни. Однако подтекстом неприбытия, который всем был очевиден, стала, если помните, «свиная война» между Ригой и Вильнюсом. Сегодня Литва, похоже, оказалась на пороге войны «атомной», но уже с несговорчивой для многих Польшей.


Написать комментарий