«Прослушки-3»: про 30 латов для «шпиона Лембергса в спецслужбе»

На этой неделе депутат-народник Марек Сеглиньш предложит Сейму создать спецкомиссию для оценки работы полиции безопасности. Причина: экс-заместитель начальника Главного управления ПБ Арнис Индриксонс обвинен во взяточничестве и «прослушке» бизнесменов. За распечатки, по мнению обвинения, он получал по 30- 40 латов.

В чем обвиняется Индриксонс

Суть обвинений Индриксонсу такова: в интересах Айварса Лембергса чин ПБ организовал запрос на распечатку телефонных разговоров.

По мнению обвинения, в мае 2004 года заместитель начальника Главного управления ПБ, глава Второго бюро Арнис Индриксонс договорился с руководителем аналитического одела SIA Apsardzes dienests «Venta», бывшим внештатным помощником Эйнарса Репше Язепом Мейкашсом, который за распечатку каждого входящего или исходящего звонка абонента обещал платить от 30 до 40 латов.

Для того чтобы получение распечаток выглядело законным, Индриксонс показал телефонному оператору LMT материалы оперативного дела Kurmis («Крот»). Он также оформил фиктивную встречу с источником, который и «сообщил», что многие предприниматели Вентспилса связаны с воровством дизельного топлива из нефтепровода Полоцк – Вентспилс.

В обвинении упоминается семь встреч Индриксонса и Мейкашса – возле здания ПБ. Во время встреч сотрудник ПБ передал охраннику диски с распечатками звонков. За это чиновник получил не менее 2000 латов. В апреле 2005 года Мейкашс ушел с работы, и Индриксонс следующую партию распечаток передал другому сотруднику фирмы Venta – бывшему сотруднику KNAB Валдису Бекешсу.

Кого «слушали»: среди 14 потерпевших, чьи телефоны прослушивались незаконно, есть как оппоненты Лембергса, так и его соратники. Среди них бизнесмены-транзитчики Олафс Беркис, Игорь Скокс, Геннадий Шевцов, Мамертс Вайвадс, Эдгарс Янсонс и Валентин Кокалис, юристы Мартиньш Квепс и Арнис Ницгалис. Также распечатаны разговоры с телефонов, зарегистрированных на имя AS Kalija parks, SIA iLink и SIA LSF Holdings, которые использовали, к примеру, Олег Степанов и другие.

Список свидетелей по делу в два раза длинней – 35 человек. В него, помимо Бекешса и Мейкашса, входят Айварс Лембергс, начальник ПБ Янис Рейникс, вентспилсский предприниматель Янис Блажевич, председатель правления VN Олга Петерсоне и многие другие.

Еще один любопытный нюанс: по словам генпрокурора Яниса Майзитиса, часть улик против «пэбэшника» была получена в результате знаменитых «кнабовских штурмов вентспилсских предприятий» в конце прошлого – начале этого года.

Официальный комментарий ПБ

Помощник руководителя полиции безопасности Кристине Апсе-Круминя сообщила нам следующее:

- В СМИ прозвучала не вполне внятная информация относительно ушедшего с должности г-на Индриксонса. Сложилось впечатление, будто заместитель начальника Главного управления ПБ и глава Второго бюро – это разные люди. На самом деле Арнис Индриксонс занимал обе эти должности. Он оставил службу сам, а не был отстранен.

Что касается конкретного уголовного процесса – то комментарии мы будем давать только после приговора суда.

Неофициальная версия

Из компетентного источника мы получили такой неофициальный комментарий ситуации:

- Удивляет, что это дело придали огласке сейчас – через много месяцев после того, как оно началось. Ведь Индриксонс ушел из ПБ еще зимой. И тогда же был начат криминальный процесс…

Сейчас ситуация выглядит со стороны так: дело фактически построено на показаниях одного человека, который и обвиняет Индриксонса в работе на частный заказ.

Но эти обвинения вызывают целый ряд вопросов.

Во-первых: почему то, что крупных бизнесменов слушали в рамках оперативного дела о «подключках» к нефтепроводу, подается как абсурд? Учтем: стоимость всего одной «фуры» с краденым топливом – порядка 80 тысяч латов. А подключения происходят в режиме нон-стоп: по нескольку случаев в неделю.

Причем понятно, что организовывают их вовсе не бомжи и не мелкие бандиты: для того чтобы подключить к трубе 11-километровый отвод приличного диаметра, скрытый на глубине в метр, нужна техника. Да и объемы денег, как легко понять, вовсе не мелкие. Счет идет на миллионы ежемесячно. Если такой порядок сумм недостоин внимания нефтяников – ну, извините…

Кстати: в рамках дела Kurmis были реальные задержания. Поэтому говорить о том, что оперативная работа велась «фиктивно», неверно.

Во-вторых: подозрительно выглядят суммы, которые Индриксонс якобы получал за распечатки разговоров. 30 латов за распечатку по делу, где крутятся миллионы? Спецслужбист такого уровня вряд ли станет разменивать карьеру ради нескольких десятков или сотен латов.

И в-третьих: непонятно, зачем Мейкашсу было идти в спецслужбу. Полицейский сделает что может: пошлет запрос телеоператору и будет месяц ждать ответа. Так зачем он нужен? Гораздо проще, если есть деньги, обратиться к самим работникам фирмы-оператора. Спросите в частной беседе у любого детектива – откуда они получают свою информацию по звонкам? И выяснится, что гораздо более прямой путь – это «взять на содержание» какую-нибудь девочку на пульте. Причем не обязательно даже в Риге… Использовать для тех же целей начальника бюро спецслужбы – это непонятно.

P.S. Во что выльется скандал – покажет время. Однако то, что он был озвучен аккурат накануне осенней сессии Сейма, показывает: спецслужбы ожидает тяжелая осень.


Написать комментарий