Подполковник Индриксонс – о 30-латовых «заказах на прослушки»

Центральный фигурант скандала с прослушками полиции безопасности (ПБ) – экс-заместитель начальника Главного управления ПБ Арнис Индриксонс сообщил нам: своей вины в деле он не признает. Дело Kurmis было не прикрытием для прослушек «в пользу Лембергса», а реальным. И, наконец, в настоящее время он безработный, поскольку уволился три месяца назад.

Раскрутка скандала вокруг «прослушек полиции безопасности» продолжается. Впереди – вызов на ковер в Сейм начальника ПБ и, возможно, создание новой спецкомиссии для расследования деятельности спецслужбы.

А вот что сообщил нам сам Арнис Индриксонс. По его словам, в полиции безопасности он не работает уже порядка трех месяцев – ушел сам, по собственному желанию. Сейчас он безработный.

О своем уголовном деле особо не распространяется: дал подписку о неразглашении материалов следствия. Однако небольшой комментарий к скандалу, который сейчас раскручивается вокруг него, получить «Часу» все же удалось.

Первое. Оперативное дело Kurmis было вполне реальным, а не фиктивным.

- В свое время комиссия по оборонным и внутренним делам Сейма рассматривала этот вопрос – о масштабных кражах топлива из нефтепровода Полоцк – Вентспилс, – рассказывает Индриксонс. – И обратилась в полицию безопасности с просьбой разобраться, в чем там дело. Мы начали работать, собирать информацию.

Более того, по словам г-на Индриксонса, в обязанности работников ПБ входит также сбор информации о людях, влияющих на стратегические экономические решения в стране. В этом контексте сбор информации о фигурантах «вентспилсских войн» выглядеть странным не может…

Второе. Непонятны фигурирующие в деле суммы – 30 латов за распечатку. Если это взятка для подполковника спецслужбы, то ее размер выглядит довольно странно. С другой стороны, добиться того же результата, то есть получить распечатки, кто кому звонил, можно гораздо дешевле:

- Непонятно, зачем «покупателю информации» было идти таким сложным путем.

Как мы поняли, имеется в виду следующее. Практика «пробивания звонков» через отдельных работников фирмы-телеоператора широко распространена. Этим путем пользуется большинство частных детективных служб («заплатить девочке на пульте и смотреть звонки хоть в он-лайн»). В случае же, если вы обращаетесь в полицию, она делает официальный запрос и ждет ответа от компании около месяца.

И третье. То, что работа ПБ «по звонкам» была истолкована как «заказная слежка», это спорная трактовка. Неверная, по мнению г-на Индриксонса.

Справка

По мнению обвинения, в мае 2004 года подполковник Индриксонс, заместитель начальника Главного управления и глава Второго бюро ПБ, договорился с руководителем аналитического одела SIA Apsardzes dienests «Venta», бывшим внештатным помощником Эйнарса Репше Язепом Мейкашсом, который за распечатку каждого входящего или исходящего звонка абонента обещал платить от 30 до 40 латов.

Для того чтобы получение распечаток выглядело законным, Индриксонс показал телефонному оператору LMT материалы оперативного дела Kurmis («Крот»). Он также оформил фиктивную встречу с источником, который и «сообщил», что многие предприниматели Вентспилса связаны с воровством дизельного топлива из нефтепровода Полоцк – Вентспилс.

В обвинении упоминается семь встреч Индриксонса и Мейкашса возле здания ПБ. Во время встреч сотрудник ПБ передал охраннику диски с распечатками звонков. За это чиновник получил не менее 2000 латов. В апреле 2005 года Мейкашс ушел с работы, и Индриксонс следующую партию распечаток передал другому сотруднику фирмы Venta, бывшему сотруднику KNAB Валдису Бекешсу.

Кого «слушали»: среди 14 потерпевших бизнесмены-транзитчики Олафс Беркис, Игорь Скокс, Геннадий Шевцов, Мамертс Вайвадс, Эдгарс Янсонс и Валентин Кокалис, юристы Мартиньш Квепс и Арнис Ницгалис. Также распечатаны разговоры с телефонов, зарегистрированных на имя AS Kalija parks, SIA iLink и SIA LSF Holdings, которые использовали, к примеру, Олег Степанов и другие.


Написать комментарий