«Рига – Петушки»

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
На фоне скандала с чемоданом Эмсиса в этот уик-энд как-то незаметно прошла другая сенсация от Генпрокуратуры. Предъявлено обвинение Юргису Лиепниексу (на снимке), экс-руководителю бюро Андриса Шкеле. Ему вменяются участие в «цифровом деле», мошенничество и отмывка денег. Что интересно, до сих пор роль Лиепниекса в этом деле считалась совсем другой - разоблачительной...

Разоблачителя Лиепниекса обвинили в «цифровой афере»

Новость вышла неожиданной, причем, похоже, и для самого г-на Лиепниекса. Он до сих пор считался человеком, стоящим по другую сторону «цифрового скандала». Роль экс-доверенного лица Шкеле в скандале выглядела однозначно: разоблачитель, а вовсе не наоборот.

Сам г-н Лиепниекс, похоже, считал так же. Так, за пару дней до заявления Генпрокуратуры его издательство Liepnieks & Ritups устроило веселую презентацию книги – перевода на латышский «Москва – Петушки» В. Ерофеева…

И вот в минувшую пятницу пресс-секретарь Генпрокуратуры Дзинтра Витолиня сообщила: Лиепниексу тоже предъявлено обвинение – по части 2-й статьи 20-й Уголовного закона и части 3-й статьи 177 Уголовного закона (организация и участие в крупном мошенничестве). А также по части 2-й статьи 195 (легализация преступно нажитых средств в группе лиц по предварительному сговору).

Далее – о том, как это получилось.

«Цифра-2»

Поворотным моментом в судьбе Лиепниекса, судя по всему, стало следующее. В сентябре прокуратурой из-за границы были получены копии документа, содержащего новые данные о бенефициантах одного из участников скандальной компании Kempmayer Media Limited – Ratcliff Limited, которому принадлежало 25% (а косвенно и еще 12,5%) от основного капитала КML.

И уже 19 сентября прокурор Эдвинс Пиликсер решил выделить часть «большого цифрового дела» в отдельное производство.

Документ с «раскладами по Kempmayer», по словам прокурора, сначала прислали с частично закрытым текстом, но после повторного запроса был прислан полный текст. В известной до этого части документа было сказано, что бенефициантами Ratcliff Limited, в решении дел которой участвовал обвиняемый адвокат Янис Лозе, «являются несколько живущих в Латвии лиц. Не лично, а опосредованно, через некий траст…»

Между тем о том, кому сколько принадлежало в Kempmayer, первым открыто заявил именно Юргис Лиепниекс (еще в ноябре прошлого года в интервью газете Dienas Bizness). Он тогда назвал в качестве участников «цифровой аферы» Андрейса Экиса и Андриса Шкеле – однако не скрывал и того, что сам тоже принимал в ней посильное участие. Иначе откуда бы он знал подробности?..

Что сказал Лиепниекс

Приведем наиболее яркие цитаты из того знаменитого интервью:

« – Почему, по-вашему, Андрейс Экис создал в Англии компанию, которая позже подписала договор о цифровом телевидении (позже оспоренный в арбитражном суде и аннулированный), но не хотел, чтобы узнали, кому она принадлежит?

- Экис – руководитель конкретного телевидения. Есть такой легитимный аргумент: другие конкуренты и представители других телевизионных операторов могли на все это посмотреть с некоторым подозрением или ревностью. Они бы увидели, что Экис тот, кто продвигает проект цифрового телевидения, который, конечно, изменит телевизионный рынок.

- Но на самом деле впервые информация о проекте шла вроде как со стороны государства, когда был создан центр цифрового телевидения и радио…

- Думаю, это произошло приблизительно одновременно. Конечно, там какие-то концепции создавали, но я допускаю, что телевизионные люди об этих делах говорили и думали еще до того, как об этом узнала широкая часть общества.

- Была ли связь между действиями Экиса и инициативой правительства? Он как-нибудь влиял или убеждал?

- Не могу ответить на такие вопросы. Я допускаю, что Андрейс (Экис) был полон энтузиазма и был захвачен этой идеей и, наверное, не скрывал этого и со всеми об этом говорил. Я ввязался в это потому, что Андрейс решил, что проект будет большим и сложным. Поэтому он был бы рад, если бы его партнерами были люди с большим финансовым влиянием и опытом менеджеров. Я в то время был доверенным лицом Андриса Шкеле и мне было сказано: было бы хорошо, если бы мы предложили Шкеле принять участие в проекте. Это дало бы дополнительные гарантии успешности проекта. И я с радостью взял на себя миссию поговорить со Шкеле…

- Почему вы просто не создали, к примеру, OОО «Андрейс и Андрис»?

- Это само по себе стало бы скандалом. Тогда вообще было бы невозможно избавиться от спекуляций и надеяться, что акционеры многого достигнут… В начале 2000 года Шкеле ставили в упрек все, что бы он ни делал.

Переговоры со Шкеле поначалу шли трудно. Во-первых, он не был знаком с Андрейсом. Во-вторых, бизнес был как-то связан с Вилисом Криштопансом, с которым у Шкеле в то время были довольно враждебные отношения. Особого интереса это у Шкеле не вызвало, так как ему предложили занять позицию меньшинства акционеров.

Кончилось все тем, что я продолжал уговаривать Шкеле, что это может быть хорошим проектом. И Шкеле сказал: ну хорошо. И предложил, чтобы я пошел к адвокату Янису Лозе. Лозе мне дал контракты с компанией, которая могла бы войти в проект – через оффшор.

- В то время Экис уже купил «полочную компанию 007» и назвал ее Kempmayer?

- Да, и дал мне 50%.

- Чтобы потом отдать их Шкеле?

- Да. В конце концов получилось, что на момент начала работы «компании с Ламанша» принадлежали 25%, мне остались 12,5, остальное – Экису и другим акционерам.

- Значит, 62% принадлежали сфере Экиса, а остальное – сфере Шкеле?

- Да, именно так».

«…- Дальше были попытки – и директор концерна Baltkom Петерис Шмидре и Шкеле предлагали купить DLRTC и цифровой проект. Но их послали подальше… вообще даже не обсуждая его. Сказали, что нам все это не нужно, все неправильно, ошибочно и так далее… Со стороны Шмидре – он предлагал свои деньги, а со стороны Шкеле, ему же вроде бы одна сторона договора принадлежала».

Dienas Bizness от 23.11.2006.

Понятно, что и Шкеле, и Экис все сказанное Лиепниексом отрицали. Однако уже в апреле нынешнего года появился новый VIP-обвиняемый – экс-владелец LNT Андрейс Экис. Позже он заявил: это все из-за Лиепниекса, поскольку обвинение базируется на его показаниях…

Промежуточный финиш

Теперь г-н Экис и г-н Лиепниекс сообвиняемые. И, возможно, окажутся на общей скамье подсудимых. Присоединятся ли к ним новые VIP-ы? Время покажет.

Справка

Генеральная прокуратура в рамках так называемого дела о цифровом телевидении, помимо Лиепниекса, уже предъявила обвинения:

1) экс-владельцу и председателю правления Латвийского независимого телевидения (LNT) Андрейсу Экису;

2) председателю совета компании Interbaltija AG Гинтсу Банденсу (последняя компания связана с экс-премьером Вилисом Криштопансом);

обоим было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2-й ст. 20-й и ч. 3-й ст. 177-й Уголовного закона – организация преступления, а также мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору или повторно;

3) Харию Кронгорнсу, финансовому консультанту принадлежащей Андрису Шкеле фирмы «Узнемуму вадиба ун консультацияс», предъявлено по ч. 3-й ст. 177-й Уголовного закона – мошенничество в крупных размерах;

4) Янису Плуме;

5) Алфреду Яневицу, двум бывшим членам правления DCLRTV, предъявлено обвинение в невыполнении должностных обязанностей в соответствии с законом и уставом компании – по ч. 1-й ст. 319-й УЗ – бездействие государственного должностного лица, повлекшее за собой тяжелые последствия;

6) Валдису Пурвинскису, председателю правления охранной фирмы Falck apsargs, предъявлено обвинение по ч. 4-й ст. 20-й и ч. 3-й ст. 177-й УЗ – поддержка мошенничества в крупных размерах, а также по ч. 2-й ст. 196-й УЗ – злоупотребление служебным положением;

7) Гунтарсу Спунде, экс-генеральному директору DCLRTV, предъявлено обвинения в попытке мошенничества в крупных размерах и злоупотреблении служебным положением по ч. 4-й ст.15-й, ч. 3-й ст.177-й и ч. 2-й ст. 318-й УЗ;

8) Марису Паудерсу, экс-председателю правления ГАО «Латвийский государственный телерадиоцентр» (ЛГТРЦ), вменяется поддержка попытки крупного мошенничества по ч. 4-й ст.15-й, а также по ч. 4-й ст. 20-й, ч. 3-й ст. 117-й и ч. 2-й ст. 318-й УЗ – злоупотребление служебным положением;

бывшим членам правления ООО Kempmayer Media Latvia

9) Андрею Забецкису,

10) Янису Сварпстонсу,

11) Янису Зипсу,

12) Юрису Улманису,

13) предпринимателю Улдису Кокинсу,

адвокатам

14) Мартиньшу Квепсу,

15) Янису Лозе.


Написать комментарий