Муштуков продолжает восхождение к НХЛ

Фото Романа Кокшарова.
Фото Романа Кокшарова.
Тренировочный лагерь клуба АХЛ (Американская хоккейная лига) «Манитоба» - это 32 хоккеиста, которые, начиная с понедельника, регулярно занимаются на льду местного MTS Center. Прежде чем во второй по рангу лиге Северной Америки начнется сезон, а старт регулярного чемпионата намечен на 11 октября, тренеры фарм-клуба «Ванкувер» во главе с Скоттом Арниэлом просеют всю массу, чтобы определиться с основным составом. В числе претендентов и 23-летний рижанин Эрвин Муштуков, самый талантливый наш вратарь на сегодня, который поведет борьбу за место еще с пятью голкиперами.

Талантливый вратарь из Латвии упорно идет к заветной цели

В свое время «Час» подробно рассказывал о смелом решении этого парня, который решился не ждать у моря погоды, и, покинув лиепайский «Металлург», отправился искать счастья за океан. Улетел, можно сказать, в никуда, без связей и опыта, но с мечтой и желанием достичь заветной цели. С ближайшей перспективой закрепиться в одной из североамериканских лиг. В уме, разумеется, он держал три заветные буквы – НХЛ.

Если человек хочет в жизни чего-нибудь добиться, он должен рисковать. Эрвин рискнул и, кажется, не прогадал. А зная этого спортсмена, его характер и трудолюбие, можно не сомневаться, что если фортуна повернется к нему лицом, через три-четыре года играть ему на самом высоком уровне.

Первый взрослый сезон в Америке у него, надо признать, сложился удачно: прыжок из шестой по силе лиги прямиком в третью – это, согласитесь, результат. Будем ждать продолжения в том же духе. Тем более что наш вратарь, который в межсезонье поменял «Толедо» на «Пенсаколу» (обе команды представляют ECHL – хоккейную лигу восточного побережья), готов к покорению новых вершин. На повестке дня – тренировочный сбор в одной из команд АХЛ, куда он был приглашен в мае. А это еще на шаг ближе к Национальной хоккейной лиге.

В интервью с «Часом» буквально перед отъездом в Канаду Эрвин Муштуков подводит итоги минувшего сезона и заглядывает в будущее.

Свободный агент… из-за ремонта

- Эрвин, чтобы прояснить ситуацию с вашей клубной принадлежностью, давай уже с самого начала поговорим об этом. Начинали сезон вы в шестой по силе SPHL (Южная профессиональная хоккейная лига) в составе «Ноксвилла», затем последовал вызов в ECHL (хоккейная лига восточного побережья) в «Толедо», а в конце сезона вами заинтересовались в «Манитобе» из Американской хоккейной лиги. Однако вы принадлежите «Пенсаколе».

- Все правильно. 30 матчей я отыграл в регулярном первенстве, если считать матчи как в Южной профессиональной хоккейной лиге, так и в ECHL, в соотношении 14 к 16, плюс одна игра за «Толедо» в плей-офф. В конце сезона состоялся мой переход в «Пенсаколу». Все объясняется просто. «Толедо» прекратила свое существование. Не насовсем, а на период реконструкции ледового дворца. Говорят о двух годах. Вот почему все игроки «Толедо» стали свободными агентами, и их разобрали другие команды этой лиги. Мой агент сосватал меня в «Пенсаколу». Вообще-то это команда достаточно слабая, даже в плей-офф не попала. Но не в этом суть. Состав набирается заново, все игроки в этом клубе не старше 26 лет.

- Но в конце сентября вас можно будет найти в Канаде.

- Если в «Манитобе» я придусь ко двору, то останусь в команде. Если нет, то начну сезон в «Пенсаколе», с которой у меня действующий контракт на следующий сезон.

- Почему именно «Манитоба» пригласила вас в тренировочный лагерь?

- Это работа моего агента Майка Бернье, который живет в Виннипеге. «Манитоба», которая является фарм-клубом «Ванкувера», – рядом, вот он и подсуетился.

- В конце сезона у вас был уже шанс дебютировать в АХЛ, в той же «Манитобе». Не так ли?

- Возникли некоторые препятствия. Во-первых, надо было оформлять канадскую визу. Во-вторых, из «Толедо» меня в конце концов не отпустили.

- Вы в курсе, кто из вратарей будет в тренировочном лагере «Манитобы», кто будет вашим конкурентом?

- Конкретных имен я не знаю, но систему представляю. Роберто Луонго там не будет, это точно. Но в это время там будут тренироваться другие голкиперы. От четырех до шести вратарей там будет точно. Оставят на сезон двоих (на самом деле в тренировочный лагерь «Манитобы» приглашены пятеро, в том числе сыгравший четыре матча в НХЛ за «Лос-Анджелес» японец Ютака Фукуфуджи. – Прим. В. И. ).

В одной команде с нарушителями режима

- Как в целом вы оцениваете прошедший сезон? Мне кажется, что тот прыжок, который вы совершили, – это отличный результат для 23-летнего дебютанта.

- Прошедший сезон для меня прошел благополучно. Вообще хорошо, что я решился на отъезд в Америку.

- Уехали вы в самую низшую лигу. Не обидно было?

- А другого пути подняться наверх у меня не было. Спросите у Артура Ирбе, который только подтвердил мою правоту. Был единственный выход – пробиваться с самых низов. Так я и сделал. Так что в этом смысле мой результат весьма неплох. При этом, разумеется, и удача мне сопутствовала.

- Мне кажется, для вратаря фортуна играет особую роль. Вовремя оказаться в поле зрения тренера, который ищет голкипера, вовремя заменить травмированного товарища, и так далее. Яркий тому пример – наш Петерис Скудра.

- В такой ситуации даже не важно, как ты сыграешь в более сильной команде. Основной голкипер выздоравливает, и ты возвращаешься обратно в свой клуб. Мне повезло с наставником «Толедо», в прошлом – вратарем Майком Витуцци, который понимал всю ситуацию. Я же ее использовал на все сто, когда швед Стефан Лив был вызван в клуб АХЛ «Гранд Рапидс», другой вратарь также был «поднят», а еще один получил травму. Вначале меня брали на два матча, но в итоге я в «Толедо» задержался до конца сезона.

- Меня всегда поражали свободные отношения в Северной Америке между хоккеистами и тренерами.

- В низших лигах, как правило, тренер – это свой парень. Так было у меня в «Ноксвилле». В Американской лиге уже существует дистанция с наставником, пусть и небольшая.

- Как в низших лигах с дисциплиной, игроки часто нарушают режим?

- Если честно, то нарушают. Если в ECHL таких ребят в команде не более трех-четырех человек, то в низших лигах – чуть ли не поголовно. Многие курят, после игр выпивают пивка. Они могут себе это позволить, так как удовлетворены своим местом. Никто из них не грезит НХЛ, вот поэтому они и ведут такой образ жизни. На том уровне это позволительно. Летом они работают, в остальное время – играют в хоккей. Им хватает.

- Кстати, о финансовых условиях контрактов. Понятно, что точные цифры – это секрет. Но все же… В финансовом плане вы приобретете, если сможете закрепиться в «Манитобе»?

- Несомненно я получу прибавку к жалованью, если закреплюсь в команде АХЛ. В этой лиге минимальная зарплата – 44 000 долларов за сезон. Для меня это нормально. В ECHL «минималка» была поскромнее – где-то долларов 400 в неделю. Я же получал 525 долларов. Получается две с чем-то в месяц.

К девушке Карине и тренеру Смирнову

- Чем занимались летом, как готовили себя к новому сезону?

- После того как возвратился из Америки, позволил двухнедельный отдых, а потом начал заниматься. Поехал в Даугавпилс, где живет моя девушка Карина. Там бегал по утрам, ходил в тренажерный зал. А когда начались ледовые тренировки у местного клуба «Латгале», то тут же присоединился к команде Игоря Смирнова, разумеется, с его разрешения. Впрочем, я по любому был рад встрече с моим бывшим тренером. Перерывы были, лишь когда я возвращался в Ригу сделать американскую визу или когда привлекался Олегом Знарком к тренировкам сборной Латвии. В частности я сыграл в Вентспилсе товарищеский матч против клуба российской Суперлиги новокузнецкого «Металлурга».

- Тот матч, насколько я помню, завершился вничью – 2:2. Вроде как вы неплохо сыграли на последнем рубеже.

- Не мне судить, но я старался. Впрочем, как и соперник, который играл в полную силу. По составу мы все же уступали, так как у сборной Латвии он был экспериментальным.

- Разговоры с Олегом Знарком на тему вашего привлечения в главную команду имели место?

- Конкретных разговоров не было. Летом он мне позвонил, пригласил на товарищеский матч с «Металлургом» из Новокузнецка. Я согласился. Пока что этим все и ограничилось.

- Он рассчитывает на вас в будущем?

- Я не знаю. Хотелось бы верить в это.

- Ваша мечта – НХЛ. Но если все же не получится взять самую высокую вершину, что будете делать?

- В том-то и дело, что из Латвии уехать в сильный европейский чемпионат – нереально. А вот из Америки – шансы есть. То же самое мне говорил Ирбе. Если за плечами школа североамериканских лиг, на тебя в Старом Свете смотрят по-другому. Примеров масса. Даже у нас: те же Скудра и Наумов. Но об этом я пока не думаю. Задачу пробиться в НХЛ для себя я не отменял.

- Ирбе – отличный пример для подражания, во многом благодаря игре которого вы и посвятили себя вратарскому ремеслу.

- Кстати, он сам до сих пор удивляется, как он так долго продержался в сильнейшей хоккейной лиге мира. Без удачи и везения здесь явно не обошлось. На эту тему мы с ним общались летом.

Национальность роли не играет

- Вернемся к Америке. Как проходил адаптационный период? Все-таки вы там жили один, вдали от семьи, от родных.

- Это был у меня не первый подобный опыт. Ведь в свое время я проходил нечто подобное, когда в сезоне 2003 – 2004 годов играл в одной из юниорских лиг Канады за «Драммонвиль». Правда, тогда все ребята жили по семьям, а тут мы были предоставлены сами себе. Жил я в съемной квартире с товарищем по команде. Комната большая, трехкомнатная, места хватало. Разумеется, сами о себе заботились. Но, честно говоря, времени свободного было не так много. В основном игры да переезды. Даже тренировался не так много, как раньше.

- Из наших ребят с кем-нибудь пресекались во время регулярного сезона?

- Не получилось. Когда в ECHL за «Дейтону» играл Екабс Редлих, меня в этой лиге еще не было. Когда я появился, Редлиха позвали в АХЛ.

- С кем из наших хоккеистов вы дружите, с кем чаще общаетесь?

- С игроками из «Латгале», лиепайского «Металлурга», там, где я играл когда-то. С моими ровесниками, ребятами 1984 года рождения.

- Либо в составе «Манитобы», либо «Пенсаколы», сейчас не будем загадывать, но вам придется попутешествовать.

- «Пенсакола» базируется в штате Флорида, на юге США. Придется поездить, это факт. Все передвижения в низших лигах – на автобусах. Если только выезды на Аляску или в Лас-Вегас, то тогда команда добирается до места встречи самолетом. В прошлом сезоне мне пришлось летать в Лас-Вегас.

- Вам удалось поближе познакомиться с самым азартным городом мира?

- Немного. Один день свободный был. Там все, как показывают по телевидению. Только прилетаешь и уже в аэропорту повсюду видишь игровые автоматы.

- Это правда, что болельщики в Америке по-большому счету не компетентны, не очень-то разбираются в хоккее?

- Все правда, для них важно увидеть шоу. Это главное. И в этом нет ничего плохого. Да, в нюансах они не сильны. Зато у них во всем чувствуется позитив. Если даже ты проигрываешь, никто тебя с землей не сравняет.

- Никто косо не смотрел на вас после того, как в первом матче за океаном вы пропустили 11 шайб?

- Наоборот, все старались подбодрить, подсказать что-то, чтобы не опускал рук. И мне был дан через пару недель шанс, которым я смог воспользоваться.

- Для тренеров в Америке вообще есть разница – откуда родом игрок, из Европы или Америки?

- Как правило, на твою национальную принадлежность никто внимания не обращает. Главное – та игра, которую ты демонстрируешь, твое отношение к делу. Вот что важно.


Написать комментарий