Перетряска в KNAB: об отставке Лоскутова, «цифре» и деньгах партий

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
Глава Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Алексей Лоскутов вчера пришел на работу. Несмотря на отстранение...

- Накануне вечером была хорошая погода, – поделился он с нами. – Думали с семьей выехать на природу. И тут началось…

Поскольку шеф ББПК с утра так и не получил официального распоряжения премьера, у него не было причин не являться на службу. (Забегая вперед, скажем, что персонального распоряжения он так вчера и не получил. Есть только резолюция премьера об этом.) Отметим также: заместитель Лоскутова Алвис Вилкс, вызванный с утра к премьеру, тоже получил только устное распоряжение.

Повод: «оперативные расходы» разбазарили

Поводом для отстранения Лоскутова послужила проверка Госконтроля, в ходе которой выявились проблемы с «оперативными средствами».

Шеф ББПК комментирует ситуацию так:

- Итогов проверки не видел, мне их не присылали. Хотя по закону в случае несогласия с результатами я имею право ее обжаловать в Совете Госконтроля… Сейчас мы этот документ запросили.

Впрочем, г-н Лоскутов уверен: 3700000 латов, выделенных бюро, включая иностранную помощь, расходуются весьма бережно.

О реальной подоплеке «дела Лоскутова»

По мнению самого Лоскутова, причины его отстранения, возможно, таковы:

во-первых, KNAB ведет оперативное сопровождение вентспилсского дела (что не может нравиться Лембергсу);

во-вторых, в свое время бюро начало и «цифровое» дело и сейчас выполняет различные задания Генпрокуратуры в рамках следствия (что не может нравиться, вероятно, Шкеле). Выполнять ведь можно по-разному – находить или не находить документы и доказательства. А KNAB находит;

в-третьих, бюро по сути завершило проверку финансирования партий. Официальные результаты будут опубликованы позже, в октябре-ноябре, но партии уже в курсе, кто на сколько тысяч «ошибся» и сколько денег им придется вернуть… Эта тема, по мнению оппозиционного депутата Линды Мурниеце, и стала причиной «наезда» на Лоскутова. Мурниеце напоминает: KNAB еще весной наложил на Народную партию полумиллионный штраф, который те оспорили…

Как «болевая точка» всплывает и фамилия Юргиса Лиепниекса, которому на днях предъявили обвинение по «делу о цифровом телевидении». А ведь он уже начал давать по нему показания. А если расскажет еще и про партийную кассу?

«Фактор Лиепниекса»

Предыстория тут такая: летом 2006года перед выборами Национальный совет по радио и телевидению денежным штрафом наказал телекомпании TV3 и LNT за то, что они пустили в эфир рекламные клипы о Народной партии, в которых представители различных отраслей расхваливали министров-народников и премьера Айгарса Калвитиса. Клипы были подготовлены и оплачены организацией Юргиса Лиепниекса и Каспара Ролштейнса. Лиепниекс, напомним, руководил премьерским бюро, а Ролштейнс – его давний бизнес-партнер.

Нацсовет по радио и ТВ счел, что эти ролики не что иное, как скрытая реклама. За ее показ телекомпании и оштрафованы на 100 латов. Но это еще не все. Клипы Лиепниекса и Ролштейнса вызвали интерес Бюро по борьбе с коррупцией и Госполиции. Оппозиция тут же высказала предположение, что эта недешевая кампания оплачивается из средств Рижской Восточной больницы. С соответствующим заявлением выступила глава антикоррупционной комиссии Сейма Линда Мурниеце.

Госполиция начала по этому делу уголовный процесс по статье «Преступное деяние на государственной службе». 9 октября 2006 года руководитель бюро премьера Айгарса Калвитиса Юргис Лиепниекс написал заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности…

Промежуточный финиш

К концу вчерашнего дня стало известно: проверку в KNAB проведут сразу три комиссии:

1) от государственной гражданской службы – дисциплинарная,

2) от Генпрокуратуры – соответственно прокурорская,

3) особая, она же окончательная и сборная. В нее войдут представители министерства обороны, внутренних дел, юстиции, а также «силовых комиссий» Сейма. Руководить этим «особым» расследованием будет генпрокурор Майзитис лично.

Руководитель Госконтроля Ингуна Судраба тем временем уже успела выразить удивление: и на более серьезные нарушения у нас закрывают глаза. А тут…

Что дальше?  Алексей Лоскутов смотрит на ситуацию без оптимизма. Теоретически снять начальника KNAB может только Сейм. Но достаточно посмотреть на последние голосования, чтобы убедиться, что коалиция контрольным пакетом голосов располагает.


Написать комментарий