Во время реставрационных работ в куполе Борисоглебского собора мастера наткнулись на пули и осколки гранат

Во время реставрационных работ в большом куполе Борисоглебского собора мастера наткнулись на неожиданную находку – пули и осколки гранат.

Начиная работы по золочению большого купола Борисоглебского собора, реставраторы Роман Калотти и Светлана Томсинская даже и подумать не могли о том, с какими трудностями им придется столкнуться.

Купол оказался изрешечен осколками и пулями времен Второй мировой войны. Роман, прекрасно разбирающийся в оружии этого времени, объясняет нам, что найденные пули были выпущены из немецкого пулемета и советского автомата, а осколки, скорее всего, принадлежат фашистской гранате.

Вот они лежат на ладони. Несколько кусочков смерти, от которых и сейчас исходит жуткая и враждебная сила, легко уничтожавшая все живое. Если в отношении трассирующих пулеметных пуль и осколков гранаты можно сделать предположение, что они случайно попали в купол собора, то об автоматных такого сказать нельзя. Ведь большой купол Борисоглебского собора расположен на высоте 56 метров, и получается так, что его просто расстреляли из автомата.

Конечно, можно передать страшные находки в городской музей и все списать на ожесточенные бои, которые шли за каждую улицу нашего многострадального города, встретившего свое освобождение погребенным в собственных руинах, если бы не одно «но»…

Безобидные маленькие дырочки, оставленные пулями и осколками в кровле большого купола, нанесли огромный урон храму и более, чем на месяц отодвинули праздник, когда к светлой радости прихожан Борисоглебского собора и всех даугавпилчан нетленным золотом засверкают все купола храма.

Отличная работа предков

Повидавшие немало православных церквей и участвовавшие в работах по золочению куполов одного из санкт-петербургских храмов, Роман и Светлана с восторгом отзывались о строителях далекого прошлого, возводивших наш Борисоглебский собор. Мастера не только использовали материалы отменного качества, но и, не имея современных инструментов, работали с удивительной точностью и аккуратностью, как обычно говорят — руками. На потемневших от времени деревянных стропилах храма сохранились ровные следы плотницких карандашей, по следам которых детали ровно распиливались. Дерево — использовалась обычная сосна — высушивалось по всем правилам, когда смола не выступает на его поверхности, а ровным слоем растекается внутри него, таким образом как бы консервируя деревянные детали и защищая их от гнили и разрушения. Конструкции, поддерживающие своды куполов и кресты, поражают своей изящностью и прочностью. Каждая деталь скрупулезно продумана и точно подогнана. Скреплялись они медными кованными вручную гвоздями.

Также мастерски были возведены большой купол и окружавшие его два малых. Когда издалека любуешься величественным Борисоглебским собором, кажется, что кресты, расположенные на большом и малых куполах, одинакового размера. Но это только видимость и гениальный расчет мастеров, построивших храм. Большой крест практически в два раза больше малых, и это понимаешь только тогда, когда оказываешься под куполом собора. Сделаные из прекрасно сохранившегося дерева, снаружи кресты обиты жестью. На них видны следы позолоты, видимо и наши предки всем миром собирали на золочение православных святынь.

Красоту и величие Борисоглебского храма Вторая мировая война уничтожала и после своего окончания.

Следы войны

Когда по возведенным лесам Роман с большим трудом проник внутрь большого купола, его насторожила неустойчивость креста, закрепленного на огромной деревянной основе. Освободив купол от остатков старой стройки и ремонтов, очистив от паутины, реставратор ахнул: вода, попадавшая сквозь пулевые отверстия под кровлю купола, стекая по деревянному столбу, основательно разрушила его. В ветреную погоду крест качался и крутился вокруг своей основы. «Больно было смотреть, — вспоминает Светлана, — когда под моими руками дерево легко крошилось и превращалось в мелкую труху. Фактически крест держался божьим промыслом, и если бы не начатые работы, то могло случиться непоправимое несчастье».

«Надо отдать должное отцу Георгию, — продолжает Светлана, — который знал, как верующие ждут того торжественного момента, когда засияют все золотые купола их храма, как этого момента ждет он сам. Но батюшка принимает решение приостановить работы по золочению последнего — большого — купола и заняться восстановлением опоры для креста».

Мастера нашего времени

Вот тут для реставраторов начались долгие мытарства в поисках подходящего дерева. Вроде бы в округе и деревообрабатывающих производств достаточно, а необходимого материала не найти. А нужен был ствол диаметром до 50 сантиметров и длиной в три с половиной метра. Бревно надо было обточить в виде восьмигранника, и его диаметр должен был уменьшиться до 30 сантиметров.

Две недели в поисках нужного им бревна Роман и Светлана колесили по всем лесопилкам, но безрезультатно: у кого нет ствола такого размера, а кто просто не хотел связываться со штучным непростым заказом. И только в Ликсне питерцам повезло. Они встретили отзывчивого и серьезного парня — Андриса, у которого необходимого материала не нашлось, но он помог связаться с Анатолием Котовым. «Потрясающий человек», как с уважением его охарактеризовали Роман и Светлана, в тот же день вечером позвонил им и обрадовал: «Приезжайте, есть вам бревно», а за дерево Анатолий Котов не взял ни сантима.

Сантиметр за сантиметром реставраторы выпиливали куски трухлявого дерева, добирась до «живого» и стараясь сохранить для будущего то, что создавалось предыдущим поколением. Ведь Борисоглебский собор — это не только православная святыня, но и история, и культура нашего города. Мастера прошлого века так умело готовили дерево, что когда добирались до «живого», под куполом, укутанным полиэтиленовой пленкой, начинало нежно пахнуть свежей сосной. Работать было страшновато: представьте, огромный крест опирался только на строительные леса.

Хочется успокоить прихожан Борисоглебского собора и всех горожан: малые купола уже покрыты позолотой, просто пока не сняты строительные леса. Большой же купол оденется золотом в первых днях ноября. И возрожденный храм станет истинным украшением и гордостью нашего древнего и вечно юного Даугавпилса.

Наталья Салагубова

11.10.2007 , 10:01

"Наша газета"


Написать комментарий