Бизнесмен: «Я не продал землю в Екабпилсе, и меня отправляют в психбольницу»

Необычную историю нам рассказал предприниматель Гумер Галиаскаров. «У меня в Екабпилсе газозаправочная станция. В прошлом году я отказался продать ее местным бизнесменам, после чего начались неприятности… А теперь меня отправляют на психиатрическую экспертизу с требованием к врачам: выяснить, какого рода принудительные средства ко мне можно применить».

Г-н Галиаскаров – российский гражданин, рижанин, член правления ООО «Татнефтьхим». Имеет газозаправочную станцию и автосервис в Екабпилсе, причем в весьма выгодном месте – на ул. Ригас, то есть практически на дороге из Даугавпилса в Ригу. Ранее не судим. На психиатрическом учете ни разу за свою 47-летнюю жизнь не состоял.

И тем не менее:

- В начале будущей недели меня отправляют на судебно-психиатрическую экспертизу в качестве подозреваемого по уголовному делу о порче чужого имущества. Причем формально все вполне законно…

Как все случилось

По словам г-на Галиаскарова, все началось с того, что в начале 2006 года к нему приехали представители другой, более крупной «газовой» фирмы, да к тому же имеющей в Екабпилсе хорошие связи. И предложили продать им землю с железнодорожной веткой, принадлежащую фирме Галиаскарова. Тот отказал. И начались неприятности.

- В течение года на меня было заведено несколько административных дел – по самым разным поводам… А 7 июня 2006 года против меня был начат уголовный процесс о порче чужого имущества.

Тут обратимся к документам. Согласно постановлению екабпилсской криминальной полиции дело было так: на станцию к Галиаскарову приехал «газик», принадлежащий его конкурентам – компании Latvijas propana gaze. В ходе конфликта с работниками LPG Галиаскаров взял камень и выбил боковое стекло в дверце машины, причинив тем самым фирме материальный ущерб.

По словам г-на Галиаскарова, конфликт действительно был. «Если по станции начинают бегать люди и изо всех сил провоцировать – бить ногами по колонке и вопить, что «татарам в Екабпилсе не место», – то да, это повод для конфликта… Однако тот факт, что из-за поврежденного стекла ценой 13 латов было начато не административное дело о мелком хулиганстве, а уголовный процесс, что может грозить мне лишением свободы до четырех лет, говорит о том, чью сторону в этом конфликте приняла екабпилсская полиция».

Впрочем, признаем, что за разбитое стекло предпринимателя вряд ли посадят. Однако сути «заказа», как считает г-н Галиаскаров, это не меняет. Он же состоит в том, чтобы полностью выключить его из бизнеса.

- Поэтому в сентябре во время допроса ведущий процесс офицер вдруг ни с того ни с сего сказал мне: «Эй, а ты, похоже, не в себе. Надо бы тебя проверить на вменяемость». И тут же написал постановление об отправке меня в Даугавпилс на судебно-психиатрическую экспертизу.

«И что с ним можно сделать»

Из постановления: «…В ходе следствия из Рижского психиатрического и наркологического центра получена справка, что Гумер Галиаскаров на учете не состоит и не состоял. Однако в ходе расследования возникли сомнения в его психическом состоянии – временами дает следствию неясные показания, не соблюдает общепринятых норм поведения, неадекватно реагирует на ситуацию (несообразные вспышки гнева), поэтому, поскольку для выяснения вопроса о его возможной душевной болезни необходимы знания психиатрии, – назначить судебно-психиатрическую экспертизу, поручив ее врачам-экспертам Даугавпилсской психиатрической больницы.

Задать экспертам следующие вопросы:

1) Страдал ли Г. Галиаскаров каким-либо психическим недугом во время совершения преступления? И если да, то отдавал ли себе отчет в происходящем и может ли быть привлечен к ответственности?

2) Страдает ли он психическим заболеванием в данный момент и если да, то какие принудительные меры медицинского характера к нему можно применить?

3) Можно ли с подозреваемым Галиаскаровым проводить какие-либо действия в ходе следствия?»

- Поймите меня правильно. С учетом всего, что происходило в последний год, я просто боюсь этой экспертизы, – поясняет Галиаскаров. – Я боюсь всех этих «связей», «контактов», «провинциальной специфики»… Насколько мне известно, у полицейского руководства Екабпилса и Даугавпилса отношения весьма дружеские.

Я обращался за консультацией и в прокуратуру, и в Службу внутренней безопасности полиции, и к юристам. И везде мне пояснили: формально все законно. Имеют право. У меня только один вопрос: что будет, если меня признают буйным и назначат принудительное лечение? Главой фирмы остается моя жена, и что она будет делать, когда с «деловым предложением» придут уже к ней?

P. S.

Комментарий екабпилсской полиции нам вчера получить не удалось. Мы рассчитываем, однако, сделать это в ближайшее время.

Комментарий

Юрист Айгарс Крикис, представлявший интересы Гумера Галиаскарова в этом процессе, прокомментировал нам ситуацию так:

- Я могу только добавить свое личное мнение: у дела все признаки «заказного расследования». Однако формально действительно все законно: по факту выбитого стекла можно составить административный протокол, а можно и уголовный процесс начать. Законодательство позволяет. И у следствия действительно есть право назначать психиатрическую экспертизу. А у медиков в свою очередь есть обязанность хранить свои выводы в секрете от общественности. Так что все легальные возможности отправить Галиаскарова на длительное принудительное лечение есть.

А сам г-н Галиаскаров может рассчитывать, боюсь, только на огласку в СМИ.


Написать комментарий