Стаке ушла. Следующий кабинет?

Рисунок Сергея Тюленева.
Рисунок Сергея Тюленева.
Вчера правительство Айгарса Калвитиса понесло очередную потерю - в отставку подала министр благосостояния Дагния Стаке (СЗК). Она стала четвертым членом оранжевого кабинета, потерявшим свой пост в течение последних месяцев.

Подавшая вчера в отставку министр благосостояния Дагния Стаке призналась “Часу”, что пошла на такой шаг “из-за эмоций”

Побег четырех?

Имена выбывших из игры министров в результате последних политических событий хорошо известны: в отставку по собственной инициативе ушли министр ино- странных дел Артис Пабрикс (Народная партия) и министр экономики Юрис Стродс (ТБ/ДННЛ). А вот глава министерства по делам самоуправлений и регионального развития Айгарс Штокенбергс (Народная партия) был “выдворен” с поста и исключен из оранжевых рядов по личной инициативе премьера Айгарса Калвитиса. Вчера к тройке выбывших присоединилась и глава минблага, “зеленая крестьянка” Дагния Стаке.

Пресса давно записала Стаке в кандидаты на вылет: скандалы преследовали ее на протяжении всей ее почти пятилетней (!) работы на министерском посту. Маcла в огонь подливало Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, которое практически еженедельно раскапывало нарушения в подведомственных минблагу учреждениях. Вспомним хотя бы скандальную историю с протезами от Оrto Plus.

Именно эта фирма в свое время выиграла конкурс минблага на изготовление протезов для инвалидов, но попалась на том, что представляла для отчетов копии несуществующих договоров, согласно которым поставляла протезы “мертвым душам” – вымышленным или умершим людям. Счет за такие “услуги” компания выставляла государству. В итоге руководство фирмы было арестовано, нанесенный в результате ее деятельности ущерб государству составил почти 70 тысяч латов. Но министр не посчитала, что скандал с протезами не повредил ее репутации, и осталась на посту.

В феврале 2007-го случилась страшная трагедия: пожар в пансионате для умственно отсталых людей “Реги” унес жизнь 22 человек! Казалось бы, первое, что должна была сделать министр после этого, написать заявление об отставке. Но она и не подумала – дав несколько телеинтервью на фоне пепелища, министр приняла решение об увольнении руководства пансионата, а сама осталась в теплом кресле. Но сколько веревочке ни виться, а концу быть. Точку в министерской карьере Дагнии Стаке поставила ревизия Госконтроля, проведенная в Центре технических вспомогательных средств (ЦТВС) минблага, который, как оказалось, наживался на инвалидах.

Эмоции или предательство?

Депутат Сейма от “Центра согласия” Андрей Клементьев написал министру 12 писем, в которых указывал на нарушения в работе ЦТВС, но Стаке, по его словам, игнорировала эти обращения.

“Она не контролировала ситуацию”, – сказал “Часу” Андрей Клементьев. И добавил, что “отставка министра” – это хорошо продуманный пиар-ход". По версии парламентария, Cтаке решила покинуть министерский пост по собственной воле, чтобы потом, когда правительство рухнет, не упасть вместе с ним. Этой версии, кстати, придерживаются и многие политологи, утверждающие, что министр “бежит с тонущего корабля”.

У Стаке же на этот счет есть собственная точка зрения.

- Я могу честно признаться, что мне не удалось добиться повышения пенсий в том размере, в каком требовала комиссия Сейма по социальным делам и труду, поскольку это означало бы пересмотр финансирования других находящихся в ведении министерства благосостояния сфер, в том числе выплат инвалидам, безработным, молодым родителям, – сказала г-жа министр и продолжила: – Я понимаю также, что можно будет удовлетворить не все запросы различных социальных и профессиональных групп, однако сфера благосостояния всегда была той, где принятые решения ощущаются острее всего. На сей раз ситуация с бюджетом, особенно во вверенной мне сфере, неоднозначна. Поэтому я должна взять на себя моральную ответственность за то, как происходит распределение финансов в сфере благосостояния. По-моему, единственное решение в этой связи – отставка.

- Я думаю, что Стаке предала премьера, лояльность к которому доказывала на протяжении многих лет, – cчитает Андрей Клементьев. – Уйти в отставку в то время, когда он находился за рубежом, – удар в спину. Это побег. Точно так же она в свое время предала и пенсионеров, за повышение пенсий которым не стала даже бороться…

- Это было эмоциональное решение, – прокомментировала “Часу” свое решение уйти в отставку Стаке.

И добавила, что проинформировала Калвитиса об этом решении. И он, если верить экс-министру, отнесся к нему с пониманием. Стаке также заверила “Час”, что не собирается оставаться в политике любой ценой и не пытается своими действиями заработать “дивиденды” на будущее.

- Есть люди, которые годами сидят в оппозиции и всем довольны. Но я не из их числа: просто сидеть и ничего не делать я не хочу, – сказала она. – Я вообще не знаю, буду ли продолжать заниматься политической деятельностью дальше.

Стаке подчеркнула, что продолжит выполнять свои должностные обязанности до того момента, пока премьер ее отпустит, но отменит все свои командировки и участие в различных мероприятиях.

Большие политические маневры

Представители фракций в парламенте по-разному отреагировали на решение Стаке уйти в отставку. Председатель парламентской фракции Народной партии Марис Кучинскис в беседе с журналистами подчеркнул, что отставка Стаке не помешает принять бюджет 2008 года, поскольку на этот процесс “не влияет стабильность правительства”, как не влияет и тот факт, что в кабинете стало “одним министром больше или меньше”.

Оппозиционные фракции Сейма уверены, что уход Стаке в отставку связан со скорой отставкой правительства.

- С каждым днем министров остается все меньше, – коротко прокомментировал уход Стаке депутат от “Центра согласия”  Нил Ушаков.

Председатель фракции “Нового времени” Дзинтарс Закис подчеркнул, что проблемы в социальной сфере, несомненно, есть и правящая коалиция пыталась обеспечить бюджетный профицит за счет социально наименее защищенных жителей. Очевидно, министру и министерству благосостояния трудно было на это смотреть. Поэтому, считает Закис, фактической причиной отставки Стаке, скорее всего, были бюджет и “ситуация, когда правительство фактически обанкротилось”. Он считает, что это может быть и тактический шаг Союза зеленых и крестьян, направленным на то, чтобы ускорить отставку правительства.

Правда, в кулуарах полагают, что решение Стаке может быть связано с намечающимися внутрипартийными маневрами. Еще утром, до того как стало известно об отставке министра, председатель фракции Латвийской первой партии/“Латвийского пути” Андрис Берзиньш высказал мнение, что исключение Айгарса Штокенбергса из Народной партии может быть составной частью тайного плана по ее реорганизации.

- Исключение Штокенбергса может быть “планом Б”, в рамках которого часть народников может перейти в новую организацию. Это будет новая партия с новым названием, но теми же людьми, – отметил Берзиньш в интервью программе LNT.

Возможно, в новую лодку захотят попасть и старые министры, например, из Cоюза зеленых и крестьян.


Написать комментарий