Возьмите русских в чиновники!

В последнее время у нас много говорится и пишется о неэффективности и деградации госаппарата, о его коррумпированности, о безответственности чиновников и прочих страшных язвах, разъедающих государственную машину. Что может ее спасти?

Только привлечение на госслужбу нелатышей вдохнет жизнь и силы в государственный аппарат

Только один резерв

Любопытно было читать, как госконтролер Судраба сравнивала свой опыт работы в частной и государственной структурах, жалуясь на вялость и неэффективность последней. И это при том, что зарплаты чиновников, как и остальные их легальные доходы, который уже год подряд демонстрируют хороший рост. Казалось бы, так можно привлечь на государственную службу самых лучших. Но они не идут.

Слабость и неэффективность госаппарата вдвойне опасна на фоне кризиса крупнейших парламентских партий. В условиях, когда руководство этих партий и созданное ими правительство ведут себя как временщики: после нас хоть потоп, именно административные структуры должны стать тем якорем, который не позволит выбросить корабль государства на мель или унести его в штормовое море. Поэтому качество и эффективность аппарата сегодня важны как никогда и с точки зрения государственной безопасности.

Вообще говоря, государство – это в первую очередь сервис. Особенно легко это увидеть и понять сегодня в развитых постиндустриальных странах. Набирая в свои ряды персонал, госаппарат конкурирует, с одной стороны, с бизнесом своей же страны, а с другой – с другими подобными себе сервисами, то есть с зарубежными государствами.

Однако у государства, в отличие от других сервисов (например, от авторемонта), имеются вполне понятные ограничения при наборе сотрудников. Когда в Латвию приезжают строители из Узбекистана, или судостроители с Украины, или горничные из Молдавии – они не смогут стать источником кадров для госучреждений. По крайней мере в первом поколении. И у аппарата остается одна возможность, единственный резерв для роста конкурентоспособности – это латвийские русские.

Путь к лояльности

Сегодня престиж и популярность госслужбы у граждан-нелатышей очень низки. Они в несколько раз ниже, чем у латышей. И это несмотря на высокие зарплаты, евросоюзовские командировки, социальную защиту и даже перспективу когда-нибудь стать госсекретарем или еврочиновником. Это говорит о высокой степени отчужденности от государства, что само по себе уже является системной проблемой – ведь речь идет о значительной части граждан, имеющих избирательное право. И без новых подходов к ней она не решится.

Почему русские не идут в чиновники? Я не согласен признать причиной национализм госаппарата – его нет. Возможно, он существует где-то на локальном уровне, но скорее как исключение. Гораздо большую проблему для аппарата создают кумовство, родственные и дружеские связи, а также протекция. Эта проблема не имеет национальности, а лекарства от нее давно известны: гласность, прозрачность кадровых решений и состязательность в служебном росте. Но лечение приносит результат при притоке новых людей со свежими силами и хорошими идеями.

Такого притока сейчас нет. Напротив, есть постоянный отток в частный сектор (где вчерашние чиновники с успехом капитализируют наработанные на госслужбе связи), а также в евросоюзовские структуры и, конечно, на пенсию. В результате качество персонала в госаппарате неуклонно снижается.

Привлечение на госслужбу русских, белорусов, украинцев и представителей других национальностей, которые в Латвии в семьях говорят по-русски, поможет быстро преодолеть деградацию госаппарата, а заодно вдохнет жизнь в процессы так называемой интеграции, на которую уже махнули рукой даже ее идейные родители и практические руководители. Ведь человек, пришедший на госслужбу и владеющий госязыком, тем самым четко заявляет о своей лояльности латвийскому государству. Не этого ли так громко и настойчиво требуют наши правые от русскоязычных граждан, в особенности от “новограждан”?

Отцы инфляции

Конечно, для многих в Латвии непросто принять для себя возможность новой политики по привлечению русскоязычных граждан в госаппарат. У нее будут противники, которые заговорят о подрыве устоев национального государства, о “недемократичности” такого “избирательного” подхода.

По этому поводу вспомним мировой опыт ликвидации неравноправия полов, рас, национальностей. Он был очень разнообразным – вплоть до установления минимальной квоты того или иного меньшинства. Можно ли по итогам обвинять его в недемократичности? Убежден, что нет.

Мне не раз приходилось говорить и писать о глобализации конкуренции и о том, что Латвии необходимо занять в этом общеевропейском и всемирном соревновании сильную и определенную позицию. Пока мы этого не сделали и проигрываем состязание за самый важный сегодня ресурс – человеческий.

В каждую эпоху был самый важный ресурс, из-за которого шла борьба между странами и обществами, велись войны. Когда-то это была вода, еда, золото, потом – территории, порты, колонии, нефть, полезные ископаемые. Сегодня самым важным ресурсом в более или менее развитых странах становится человеческий – конечно, определенного качества, образования, профессии. И за этот ресурс идет умная, жесткая, стремительная, хоть и бескровная, но борьба. Например, ирландцы сегодня готовы на уровне МИДа, через посольства вести кампанию за привлечение полицейских в свою страну со всего Евросоюза. А что думает на этот счет наш МИД?

Конкурировать нам приходится не с Вильнюсом и Таллином, и даже не с Дублином, а с Парижем, Лондоном, Берлином в едином пространстве Евросоюза. Наш ресурс ограничен: два миллиона жителей на 64 тысячи кв. км. И из их числа немалую часть заведомо записали в ущербные! Это ли не преступная глупость с точки зрения интересов будущего страны?

А пока же наш госсектор конкурирует с латвийским же частным сектором – путем неуклонного повышения зарплат чиновникам, генерирующих ту самую инфляцию, с которой эти же чиновники сегодня назначены бороться.

Янис УРБАНОВИЧ, председатель фракции “Центра согласия”


Написать комментарий