И вот опять от имени народа…

Извечные русские вопросы “кто виноват?” и “что делать?” опять волнуют наши умы в преддверии очередных выборов. И ответы на них столь же извечны: виноваты раскольники-“согласисты”, с “что делать?” тоже ясно – объединяться. И выползают новые-старые вопросы: кому и с кем объединяться, да и возможен ли вообще единый список? Зададимся еще одним вопросом – а зачем т. н. левым объединяться?

Единый список левых возможен только на выборах в Европарламент

(Не)вероятное слияние

Левых и правых будем принимать в специфически латвийской интерпретации, потому что при классической классификации левым “пчелам” следовало бы объединяться с якобы правым ТБ/ДННЛ, чья программа – социал-демократическая, а по некоторым социально-экономическим вопросам тевземцы даже левее социалистов. А “Центр согласия” должен слиться с ЛСДРП – их программы едва ли не один к одному, да и опыт совместной работы в Рижской думе есть. Много общего в экономических программах у ЦС и с ЛП/ЛЦ, вроде бы тяготеющей к центру.

Впрочем, эти варианты разве что в страшном сне привидятся, уж слишком разные интересы. Да и речь не о них, а о вероятном (или невероятном) слиянии ЗаПЧЕЛ и “Центра согласия”. Раз эту карту – единый список – уже вбросили, значит, она и будет разыгрываться. Через год – выборы в самоуправления и Европарламент, а еще через полтора в Х Сейм надо проходить.

Полагаю, разговоры о едином списке внесут еще больший раздрай на т. н. левом фланге. Дескать, мы им предлагаем дружбу, а они предают общие интересы. И пойдут препирательства, кто больше виноват в развале ЗаПЧЕЛ образца 2002 года. И при этом будут ссылки на якобы мнение народа. Дескать, идею объединения партий поддерживает вся русскоязычная община, и народ понимает, что разобщенность на руку праворадикалам, заинтересованным в сохранении института неграждан и насильственной ассимиляции нелатышей. И т. д.

Что скажет народ

Однако меня всегда смущают апелляции к мнению народа. На поверку всеобщая поддержка идеи объединения всей русскоязычной общиной выражается (и то не всегда) лишь на словах, о чем красноречиво сигналят результаты последних парламентских выборов. В Латгалии, например, не любимый многими Шлесерс набрал вдвое больше “плюсиков”, чем представитель “пчел”. И в Лиепае, где очень успешно работает ОКРОЛ и находится “база” неожиданно возникшего союзника “пчел” г-на Осипова с его ЛНДП, ЗаПЧЕЛ тоже успехом не пользовался. Как, впрочем, и в Риге, где работают 32 из 37 обществ, входящих в Координационный совет общественных организаций (КСОО) Латвии.

И в 2004-м не ПНС и Соцпартия проигнорировали организованные ЗаПЧЕЛ и Штабом в защиту русских школ протестные акции, а тот самый народ, к мнению которого сейчас апеллируют авторы очередной идеи объединения. Директора школ, учителя, да и сами ученики не поддержали бойкот начала учебного года. И т. н. “Русский марш” в августе 2007-го провалился.

Немало в Латвии и национальных объединений. Есть балтославянские, несколько украинских и белорусских, есть общество еврейских общин и армянское, есть Ассоциация национальных культур. Кстати, они все русскоязычные и в их рядах тоже много неграждан. Убежден, их тоже не устраивает утвердившаяся в стране национальная политика, но, судя по результатам выборов, поддержку они оказали другим партиям.

Убежден, что и они не приемлют попытки реабилитации нацизма и сползание к радикальному национализму. Но… 9 мая у памятника Победы демонстративно отсутствует посол Украины, и украинские национальные общества в организации митинга не участвуют. Впрочем, русские и евреи, белорусы и украинцы, армяне, да и латыши идут на площадь Победы по зову сердца, а не по призыву лидеров ЗаПЧЕЛ, Соцпартии, общин или обществ.

Кстати, таллинская история с Бронзовым солдатом всколыхнула не только Эстонию, а при массовой поддержке на митингах движение “Ночной дозор” на муниципальных выборах в той стране получило абсолютный минимум голосов: избиратели предпочли отделить, извините, “мух” от “котлет”.

Работа на результат

Политика – это искусство возможного. Цель любой партии – попасть во власть, а иначе как исполнить предвыборные обещания? Много ли возможностей у извечных оппозиционеров чего-то добиться? Можно стать лидером по выходам на парламентскую трибуну и количеству законотворческих инициатив, которые правящее большинство игнорирует. Можно голосовать против разумных предложений лишь потому, что они исходят от правящих.

А можно работать в кулуарах, договариваясь с другими партиями о продвижении своих предложений, руководствуясь единственно верным в нашей ситуации принципом – не важно, кто автор инициативы, главное – реализовать ее.

Этой позиции придерживается “Центр согласия”, подвергаясь критике со стороны своих “односкамеечников” по оппозиции. Дескать, поддерживают антинародную власть, предают народные интересы ради возможных министерских постов. Но это не предательство, а поиски возможностей для выполнения своих программ с тем, чтобы уже на следующих выборах бороться за большее представительство в Сейме и создать ситуацию, при которой правящие без поддержки центристов уже не смогут обойтись. Вот тогда пойдет настоящий политический торг. Цинично? Но политика ведь не самое чистое дело…

Так возможно объединение левофланговых? Вполне. Если, конечно, “Центр согласия” откажется от центристской позиции, а ЗаПЧЕЛ умерит тон и свернет со своего пути, о котором в канун прошлых парламентских выборов объявили его лидеры. Но четко обозначенные либеральные позиции и появление новых лидеров, способных работать в объединении довольно разных по идеологии партий, явно не свидетельствуют о готовности “Центра согласия” к изменению курса.

Впрочем, и нынешний ЗаПЧЕЛ – это не прежнее “Равноправие”, от некоторых прежних принципов “пчелы” уже отказались. Не исключаю, этот отказ стоил потери части голосов – радикально настроенные избиратели не простили лидерам ЗаПЧЕЛ отката от жесткой позиции, хотя, полагаю, в доверии им отказали совсем по другим причинам. Все-таки большинство сторонников прежнего ЗаПЧЕЛ поддержало “раскольников”, приняв программу согласия. В этой ситуации “пчелы” и заговорили о едином списке от ЗаПЧЕЛ, Соцпартии и “Центра согласия”. Вот и судите, на каких принципах может родиться новое объединение и кому этот союз будет выгоден.

Радикалы не в моде

На крайних правом и левом флангах ситуация схожая – в IX Сейм ТБ/ДННЛ и ЗаПЧЕЛ пришли с одинаковым результатом – около шести процентов, ярко выраженный радикализм уже не пользуется популярностью.

И вот вопрос: почему вышли из ТБ/ДННЛ депутаты Европарламента Кристовскис, Вайдере и Крастс? А каковы не столь уж отдаленные планы, скажем, г-жи Калниете, выскользнувшей из “Нового времени” и уже познавшей вкус европейской жизни? Ответ – на поверхности.

Близятся выборы в Европарламент, с обанкротившимися тевземцами и банкротирующими “временщиками” туда не попасть, а новая партия дает вполне реальный шанс снова оказаться в европарламентских креслах.

Вряд ли и ЗаПЧЕЛ повторит успех пятилетней давности и проведет в ЕП своего представителя, а объединенный с “Центром согласия” список – все-таки шанс. Такая вот вполне земная версия просматривается сквозь разговоры о чаяниях народа, якобы стройными рядами марширующего в поддержку идеи объединения сил для борьбы за всеобщее счастье.

А объединенный список партий, стоящих слева от центра, возможен. Если уйдут в сторону “пчелиные” лидеры, проявившие непримиримое отношение к “раскольникам и согласистам”, а рядовые члены настроятся на деловое сотрудничество с “Центром согласия”. Впрочем, это из области фантастики…

Анатолий КАМЕНЕВ


Написать комментарий