Дареному коню можно и по зубам

Короткая информация на портале Delfi о том, что в Даугавпилсе, в 17-й средней школе, используют российскую программу обучения, имела эффект разорвавшейся бомбы. По-видимому, журналист рассуждал как тот полковник: " Я бомбу взорвал, а осколки пусть собирают другие". Суть информации сводилась к тому, что российское посольство подарило двум латвийским школам учебную программу "Школьник ТВ", которая в экспериментальном порядке применяется в Даугавпилсской 17-й средней школе". Вроде бы следовало радоваться...

Но все пошло и поехало, как принято, в худших латвийских традициях: “Русское — это не есть хорошо”, и в заметке указано: “Посольство не только подарило школам спутниковый комплект программы, но и оплатило его установку. При этом программа не соответствует латвийским стандартам, поэтому ее нельзя использовать в качестве основного средства обучения”.

Кто-то поспешно настучал в Министерство образования, а портал Delfi уже высказал мнение представителя Министерства Агнесе Корбе: “Министерство пока не располагает информацией о подобных фактах и желает тщательно изучить ситуацию”. Понятно, что такое желание означает не больше и не меньше, как служебное расследование.

Директора школы наградить или…?

Журналист встретился с директором 17-й средней школы Иваром Шкинчем, который согласился дать интервью газете “Динабург вести”.

— Какие претензии может предъявить Министерство образования?

- Свое заключение Министерство образования не дало, но запросило информацию о программе, подаренной российским посольством. Практически претензий быть не может, ведь программа напрямую не используется школьниками, а только учителями, как вспомогательный материал для подготовки учителя к уроку. Язык при подготовке к тому или иному уроку, учитель выбирает согласно лицензированной, аккредитированной программе - проблемы как таковой нет. Язык для получения информации учитель может выбирать сам — английский, немецкий, русский, хоть китайский.

Кому-то было выгодно поднять этот скандал, сделать его политическим и сообщить об этом в Министерство. Поэтому я не удивился тому, что в Интернете появилось множество откликов, где одни авторы сообщений предлагали меня наградить, другие — уволить, а некоторые горячие головы — “вывезти на 101 -й километр и расстрелять”.

Информация в Delfi была подана настолько однобоко, что люди не разобрались в хитросплетении самих событий. Ведь глупо отказываться от подарка, который помогает учителю готовиться к уроку, облегчает его труд. Всегда находились мракобесы, для которых не существует здравого смысла. Тогда нам следует отказаться от компьютера, который дает информацию в Интернете на всех языках мира. Может быть, стоит отказаться и от телевизора? У нас в школе есть канал “Дискавери” на английском языке. Разве его нельзя использовать для уроков биологии? Это глупо! Плохо, когда язык превращается в элемент политической игры, а страдают от этого дети и учителя.

— Вы работаете с этой программой один месяц. Что полезного могли почерпнуть учителя из этой программы?

— Учителя только еще накапливают информацию, но сама программа понравилась учителям математики, русского языка и литературы. Что-то полезное в программе находят учителя физики и химии. А вот для историков программа не подходит только потому, что в программе, естественно, имеются материалы по истории России, но нет данных о Латвии и Евросоюзе.

Не тем ключом открываем дверь…

Недавний скандал при проведении проверки Госконтролем работы Министерства образования выявил шокирующие факты. При “разборке полетов” в Сейме представители министерства тянули свою старую песню: “мол, не все так плохо, как кажется Госконтролю, а критика в прессе только во вред всей системе образования”. Нет, не критика, господа, а косность мышления правящих и непрофессиональных чиновников наносят вред нашим школьникам.

И здесь уместно привести мнение учредителя рижской гимназии “Максима”, кандидата педагогических наук Ольги Михайловны Исаковой, которая на вопрос журналистов о том, какая реформа нанесла школе наибольший вред, ответила:

- Для школ национальных меньшинств - билингвальная. Мы просто не тем ключом открываем дверь. Методику билингвального обучения объявили панацеей в изучении латышского языка, поставили в зависимость от нее качество обучения другим предметам. Учителя и ученика просто подставили! Ученик вообще оказался привязанным к школе. Поменять школу — значит поменять модель билингвального обучения. Положение учителя — без комментариев. А директор? Директор должен обеспечить лицензированную программу, а при дефиците учителей это непросто. Мне вообще это напоминает кукурузную эпопею Хрущева, сталеплавильные печи в каждом доме китайской деревни при Мао Цзе Дуне. Надо и все! А какой ценой, с какими последствиями и КПД? Потом разберемся!

Вот на этом можно и остановиться, ибо лучше не скажешь.

Павел Коршенков

21.02.2008 , 17:26

"Динабург Вести"


Написать комментарий