Меняем шило на мыло

За очередного кота в мешке – новоявленное Демократическо- патриотическое общество Кристовскиса и Калниете – уже якобы готовы проголосовать на 0,3 процента больше избирателей (6,4%), чем за “Новое время” и ТБ/ДННЛ вместе взятые (3,6% и 2,5%). И все-таки это если не близнецы, то уж точно родственные души.

Новые партии почти ничем не отличаются от прежних

С ветеранами политических сцен случилось то, что и должно было случиться: пребывавшее в затяжном прыжке ТБ/ДННЛ приземлилось, похоже, окончательно, а свалившееся в крутое пике “Новое время” еще может продержаться на энтузиазме экзальтированных дам, но о былых рейтингах останутся лишь воспоминания. Не исключаю, что сложится очередное объединение т. н. национал-патриотических сил – идея не заржавела, опыт сплачиваться имеется, и риторика та же.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

…На выборы V Сейма ДННЛ и ТБ шли раздельно и получили 15 и 6 мест соответственно. В VI Сейм ДННЛ пришло в паре с зелеными – лишь 8 мест на двоих, а ТБ подпрыгнуло до 14 мандатов. Объединившись в ТБ/ДННЛ, национал-патриоты нацеливались на четверть мест в VII Ceйме, довольствовались 17. А потом случился крах: в VIII Сейме им перепало лишь 7 мандатов, фактически столько же и в IX.

Тогда, в 2002-м, подножку тевземцам поставило “Новое время” – не столь ортодоксальные, но столь же национально ориентированные политики, объявившие, что бороться с коррупцией будет правое и непременно национальное правительство, а молодые лица выглядели симпатичнее штатных говорунов вроде Добелиса с Табунсом или утухающих Страуме с Гринблатсом. А с отъездом в Брюссель харизматических Крастса, Кристовскиса, Вайдере и Зиле тевземцы и лицо утратили.

Глава минюста тевземец Берзиньш пытается реанимировать “звездные 90-е”, когда национал-радикалы правили бал, но, сдается, время ушло – его привычно маразматические инициативы партнеры по коалиции не принимают, а “временщики” лишь морально поддерживают. И обе партии – ТБ/ДННЛ и “Новое время” – переживают период распада, ушли не худшие в этих партиях люди, и исход продолжается.

Расколы, разногласия и конфликты внутри партий – это сигналы для их электората. Оголтелый радикализм выходит из моды. Или мимикрирует, принимая вроде бы цивилизованные формы.

Грустно, конечно, что суд оправдывает нацистские проявления, что в XXI веке сохраняется почва для “Национального фронта”, “Все – Латвии!” или Союза национальной силы, для остатков “Даугавас ванаги” или “Перконкрустса”.

Но исполнительный директор Риги г-н Гринбергс, пусть и под сомнительным предлогом, не разрешает марш последышей легионеров. Он, конечно, не сам так решил, но уже и не боится навлечь на себя проклятия почитательниц Гарды и ТБ/ДННЛ & Ko в предательстве национальных интересов, в непатриотичности и т. д.

Меняем националов на демократов?

Поначалу экс-тевземец Кристовскис и экс-“временщица” Калниете задумали консервативную партию национал-патриотического толка. Но тут национал-радикал Райвис Дзинтарс из “Все – Латвии!” заявил о переговорах с ТБ/ДННЛ, согласился и лидер тевземцев Роберт Зиле: пора консолидировать все национально-консервативные патриотические силы с тем, чтобы уже на муниципальные выборы идти единым списком. Тевземцев этот вариант вполне устраивает, на последних парламентских выборах “Все – Латвии!” получила почти 1,5 процента – радикалы еще привлекают внимание, да и привередничать не приходится. Впрочем, тевземцы участвовали во всех акциях национал-радикалов – это ж родство не только идей, но и душ.

На национал-патриотической платформе в компании с ТБ/ДННЛ, “Все – Латвии!” и прочими вроде бы европейски мыслящим Кристовскису и Калниете будет неуютно. И Шадурскиса с Эндзиньшем или Сейле с Друвиете трудновато представить в обнимку с Дзинтарсом, Бирзе или Гардой. Отмежевываясь от радикалов, Кристовскис с Калниете меняют ориентацию с консервативной национально-патриотической на демократическо-патриотическую, собираясь укреплять демократию и гражданскую активность. И уже зарегистрировали Демократическо-патриотическое общество (ДПО) – предтечу будущей партии. Но в нашей стране слово “патриот” – синоним слова “национал”…

“Мы надеемся, что нашу организацию поддержат представители разных групп общества. Об этом свидетельствуют многочисленные звонки и письма от уважаемых людей со всех концов страны”, – утверждает г-жа Калниете. Вот уже и писательница Анна Жигуре вступила в ДПО, и мэр Салдуса Коношевскис, и экс-председатель КС Энздзиньш кульбит совершил – из кандидатов в президенты от считающегося пророссийским “Центра согласия” в члены национал-патриотического ДПО, объяснив, что национал-патриоты действительно хотят помочь стране преодолеть глубокий кризис доверия. Словом, национал-патриоты спасут Латвию.

Согласитесь, это мы уже проходили.

Те же раки в тех же фраках

“Не разобравшись с прошлым, мы не сможем построить будущее”, – утверждает г-жа Калниете и готовится добиваться признания Европой факта оккупации и осуждения коммунизма. Однажды она уже оскандалилась, сравнив коммунистический режим с нацистским. Конфуз случился в Германии, в Латвии идея эта считается патриотичной.

И г-н Кристовскис, обидевшись, что Европарламент не осудил тоталитарные коммунистические режимы, критикует весь ЕС за “циничную позицию по отношению к миллионам жителей Восточной Европы”.

С этим еще г-жа Вике-Фрейберга по Европе колесила. Сейчас экс-президент держится в тени, но, полагаю, подобные заявления лидеров очередной патриотической партии – бальзам на ее душу и ВВФ вполне может появиться в рядах ДПО. Ведь она и не скрывала, что ее идеал – национальное государство, потому за годы президентства и шага не сделала в сторону нацменьшинств, зато отметилась грубыми высказываниями в адрес неграждан.

В духе национал-патриотов, или, если угодно, демократ-патриотов, выступает и г-жа Демакова. А в мультикультуризме, положенном в основу новой программы интеграции, ей видится… отрицание оккупации. Г-жа Демакова – член вроде бы умеренной Народной партии, но ее высказывания – в национал-патриотическом духе, и, допускаю, отказавшись от прагматизма народников, она примкнет к поборникам национальной идеи. Ее заявление, что “будущее Латвии возможно только на основе объединенных идей – латышского языка, наших национальных символов”, – готовый тезис программы демократ-патриотов.

А этническую политику ДПО уже определила экс-тевземка и демократ-патриотка г-жа Паэгле: “Русский язык не способствует нашей интеграции в Европейский союз”.

Активист ДПО г-н Шадурскис пытается хотя бы внешне смягчить национал-патриотическую ориентацию будущей программы: "Тема “коммунистического террора” не будет нашим краеугольным камнем… И если мы говорим о патриотизме, то в Латвии не столь существенно болезненным является национальный вопрос, в отличие от вопроса национальной независимости, а она основывается на экономической независимости".

Что-то новенькое? Отнюдь! Успокоив, что “нас никто не будет завоевывать танками”, Шадурскис предупредил об опасности в том, что “наши базовые национальные предприятия переходят под серьезное влияние не латвийского и не европейского (читай: российского. – А. К. ) капитала… Серьезная опасность – в строительстве новой электростанции на газе, когда он поступает только из России”, а Россия проявляет имперские амбиции.

Все это Добелис, Табунс и прочие национал-патриоты уже говорили. Демократ-патриоты Шадурскис и Паэгле, Кристовскис и Калниете повторяют чуть другими словами. Да и что могут те же раки, к тому же в тех же фраках!

…А демократический патриотизм они проявят уже 16 марта. Судя по настрою национал-радикалов, неразрешенные акции все-таки пройдут. Как отреагируют демократ-патриоты, если полиция расправится с “нациками”, как некогда с антифашистами? В прошлые годы тевземцы, да и “временщики” появлялись в колоннах, цветы приносили. Демократ-патриоты вроде бы поедут в Лестене, где почтят “героев, боровшихся за независимость Латвии”…

Как говорится, найдите три отличия от известных высказываний тевземца и главы минюста г-на Берзиньша.

Цитата

Такую вот демократию с патриотизмом обещают нам демократ-патриоты: курс на национальное моноэтническое государство они намерены продолжить.


Написать комментарий