Андрис Берзиньш: «Трудности надо пережить»

Фото Оксаны Джадан
Фото Оксаны Джадан
Гостем передачи "На троих", которую ведет Андрей Воронцов вместе с главным редактором "Часа", был экс-премьер, экс-мэр Риги, а ныне глава международной комиссии Сейма Андрис Берзиньш ("Латвийский путь"/Первая партия).

Наименьшее зло

- Есть ли у Латвии собственная международная политика?

- Да. Мы обсуждаем ее в комиссии Сейма. Но, конечно, у нас есть приоритеты, связанные с членством в НАТО и ЕС.

- В 1940 году Латвия соприкоснулась с исторической несправедливостью. Как же она могла поддержать попрание международных норм, с которым было связано признание независимости Косово?

- Параллели здесь неуместны. Это совершенно разные ситуации.

- Дважды из-за конфликта на Балканах начиналась большая война. А если и на этот раз Россия решит прийти на помощь братскому народу и то, что происходило с Косово, покажется наименьшим злом?

- Россия высказала свой дипломатический протест против признания Косово, но вряд ли она могла бы предложить иной, лучший, выход из сложного положения, хотя и не менее других стран заинтересована в стабилизации в этом регионе. Впрочем, только время покажет, правильным ли было это решение мирового сообщества.

В Косово десять лет стояли войска, и отношения между сербами и албанцами не улучшались, так что нужно было эту проблему решать.

- Вот и в Абхазии стоят войска…

- Да, но там все-таки гражданская власть. Американцы, по сути, расписались в своем бессилии, перекинув эту проблему на ЕС. Который предложил курс на интеграцию в ЕС, где нет границ и царствуют единые демократические ценности, которые со временем помогут найти общий язык.

Это несправедливо, но…

- Не считаете ли вы, что 380 тысяч неграждан – это бомба замедленного действия?

- Нет. Мы уже 16 лет живем все вместе, и, слава богу, конфликтов не было и нет. Каждый человек имеет право выбора – он может стать гражданином Латвии, России, Белоруссии, Украины. Его право не иметь гражданства. Значит, он комфортно чувствует себя в этом состоянии.

- Лидер вашей партии Айнарс Шлесерс говорил, что пора начать дискуссию о предоставлении негражданам права голоса на выборах самоуправлений…

- Конечно, это неправильно, когда люди приезжают из Испании на полгода и могут принимать участие в выборах, а те, кто живет здесь всю жизнь и платит налоги, не могут. Но нужно хотя бы знать 300 слов на языке страны, где живешь.

Предоставить право голоса на выборах самоуправлений можно будет только тогда, когда количество неграждан сократится до минимума. Иначе у людей исчезнет последняя мотивация к натурализации.

Во главе Риги

- Каким вы были мэром Риги?

- Нам удалось заложить правильные основы создания бюджета. Занялись таким новым по тем временам делом, как компьютеризация школ, начали ремонт улиц и мостов.

- Следите ли за тем, что происходит в столице сейчас?

- Я считаю неправильным отход от идеи строительства Северной переправы. Преимущество было отдано Южному мосту, который ничего не решает. Еще при мне – 10 лет назад – был создан план реконструкции улиц на Югле, за который взялись сейчас. Зачем надо было ждать так долго?

- При вас не было громких коррупционных скандалов, как сейчас.

- Это при мне был принят закон о KNAB, поскольку уже давно было очевидно, что бороться со взятками необходимо.

Восточным курсом

- Считаете ли вы российские выборы демократичными?

- Трудно сказать, это отношение к новому президенту или к старому, но итоги выборов отразили мнение большинства народа, проголосовавшего за стабильность.

Высказывания господина Медведева пока ничем не отличаются от установок Путина. Надеюсь, что тот прагматизм, который в последние полгода начал брать верх в наших отношениях, будет развиваться.

России выгодно иметь дело с нами как со страной Евросоюза, нам выгодно иметь выход на ее огромный рынок.

- Вы недавно побывали в Москве, на концерте Раймонда Паулса. Расскажите об этом.

- Это был первый такой большой десант в Россию за последнее время. И ожидается еще ряд крупных мероприятий в рамках Дней культуры Латвии в России.

Я был в группе поддержки Раймонда Паулса, который дал прекрасный концерт. Он продемонстрировал совершенно иные грани своего таланта, представив изысканной московской публике прекрасный хор “Камер”. Наша цель была позитивной. Мы с удовольствием пообщались с людьми, которые пришли на концерт.

Против кого дружим?

- Латвия объявила себя патроном демократии на Украине и в Грузии. Не носит ли эта дружба антироссийского характера?

- Мы не объявляли себя их патронами. Но эти страны наши друзья. На парламентском уровне они обращаются к нам за советом по поводу решения тех или иных проблем. И почему бы нам не поделиться тем, что нам удалось достичь.

В 2006 году украинский парламент обратился к нам с просьбой выразить свое осуждение Голодомору на Украине в 30-е годы. Цель документа, над которым мы сейчас работаем, – дать понять, что мы разделяем боль украинского народа и будем делать все, чтобы такое не могло повториться. И он не направлен против других стран.

Инфляция неизбежна

- Куда заведет нас растущая инфляция?

- Когда я был премьером, инфляция составляла 0,8 – 1 процент. Латвия соответствовала всем маастрихтским критериям и спокойно могла ввести евро. Потом мы вошли в Евросоюз, и начался процесс конвергенции его большой и нашей маленькой экономики, выравнивания цен и зарплат. Плюс мировая экономика сейчас также находится в кризисе.

Рост инфляции на несколько процентов был неизбежен. Но ее скачку способствовал резкий рост цен на нефть. Помню, в мое время стоимость барреля подпрыгнула с 9 долларов до 19, и это тоже было шоком. И никто тогда представить себе не мог, что придется, как сейчас, платить 100 долларов за баррель.

Это сложное время надо просто пережить. Властям приходится одновременно совершать два противоположных действия – и бороться с инфляцией, и обеспечивать развитие.

Ожидание инфляции дает 2- 3 процента ее роста. Тут многое зависит от психологического настроя людей, которые, получив зарплату, тут же ее тратят, чтобы деньги не успели обесцениться. А надо положить часть суммы в банк под проценты, вынув их из оборота.

- Получается, что Евросоюз ничего нам не дал, кроме роста цен?

- Не согласен! Производительность труда латвийских рабочих ниже, чем в ЕС, и эту проблему нужно решать путем модернизации производства, внедрения инноваций.

В ближайшие четыре года из фондов Евросоюза мы получим огромную сумму – 4 миллиарда евро. И это не кредиты! Это средства, предназначенные для развития предпринимательства. Любой человек может представить проект и претендовать на эти деньги. Такого в Латвии еще никогда не было.

- А не ждет ли эти деньги судьба печально известного кредита G-24, который был разворован?

- Сейчас подобное невозможно.

…И о личном

- В 2001 году газета “Час” поздравляла вас, тогда еще премьера, с 50-летием. Вы, помнится, сказали, что с трудом представляете себе жизнь после премьерства. И какой она оказалась?

- Сложный период длился почти четыре года. Но сейчас я снова хорошо себя чувствую и занимаюсь интересным делом.

- Не пора ли снова в премьеры?

- Нет, нет.


Написать комментарий