Байба Бригмане: «Комиссией коррупцию не победишь»

Байба Бригмане знает, как победить коррупцию. Фото автора
Байба Бригмане знает, как победить коррупцию. Фото автора
С точки зрения непримиримой думской оппозиции "Нового времени", созданная мэром Бирксом думская комиссия по борьбе с коррупцией призвана отвлечь общественность от хронических недугов Рижской думы. Об этом "Часу" рассказала входящая в комиссию депутат Байба Бригмане.

- Из дверей Рижской думы одного за другим выводят думских чиновников в наручниках – в том числе и высшего звена. Как ваша фракция оценивает происходящее?

- Среду, благоприятную для коррупции, мы застали сразу же, как пришли работать в Рижскую думу в 2005 году. Мы тут же попытались изменить ситуацию, заказали исследование и рекомендации по этой теме известной компании Ernst & Young. Они предложили четыре варианта реорганизации думской работы с акцентом на отделение законодательной и исполнительной функций. Но осуществить их не удалось.

- Кто помешал?

- Партнеры по правящей коалиции: народники, Первая партия и ТБ. Они сказали, что, мол, не надо ничего менять – не мешайте дело делать… Возможно, нам тогда не стоило искать консенсус с партнерами, а любой ценой проводить курс на реорганизацию думской работы. Ведь то, что сейчас происходит, наглядно демонстрирует нашу правоту. И заказанное тогдашним исполнительным директором Эриком Шкапарсом исследование сейчас оказалось востребованным.

- Злые языки говорят, что “Новое время” в полной мере участвовало в коррупционных схемах, просто Бюро по борьбе с коррупцией вас никогда не трогало…

- Значит, не за что было. Работали честно. Мы были в той коалиции, но в темных делишках отдельных чиновников не участвовали. Когда мэром был Айварс Аксенокс, началось строительство детских садов, больше денег получило образование…

- Нынешний мэр создал антикоррупционную комиссию, в работе которой вы участвуете. Приведут ли ее выводы к реальным изменениям в работе думы?

- Хотя наша фракция выступила с инициативой создания этой комиссии, первый этап работы продемонстрировал ее истинное назначение – создание видимости борьбы с коррупцией. Об эффективности ее работы свидетельствует хотя бы пример директора департамента развития Петериса Странциса. В начале марта он благополучно отчитался на комиссии по мерам борьбы с коррупцией, а через пару недель его задерживает БПБК. Как бы то ни было, наша фракция будет добиваться изменений по разделению функций, создания единого механизма аудита и думских закупок.

- Есть ли у вас представление о том, с чем вы ведете борьбу? Как выглядит схема коррупции в Рижской думе?

- Была бы ясность – давным-давно устранили бы все причины, способствующие незаконным действиям. По двухлетней давности “случаю Плотниекса” в имущественном департаменте мы знаем, что одна сотрудница как бы приболела и попросила коллегу передать деньги департаментскому чиновнику. Как и в недавних разоблачениях в департаментах развития и благосостояния, речь шла о взятках за принятие благоприятных решений. Из этого следует, что произошла смычка муниципальных политиков и чиновников исполнительных структур. Они покрывают друг друга. И при этом никто ни за что не несет ответственности.

Вот, например, на первом заседании антикоррупционной комиссии, отвечая на вопрос, кто конкретно в думе отвечает за строительство комплекса Южного моста, тот же Странцис заявил, что его структура несет ответственность за мост, а вот подъездные пути не в его компетенции. Задали тот же вопрос мэру – он указал на всю думу в целом. Ситуация, когда все отвечают за все и в то же время ни за что, в наибольшей степени благоприятствует коррупции.

- Получается, коррупция в думских стенах непобедима…

- Пока не произойдет радикальная реорганизация. Депутаты должны принимать нормативные акты, а из директоров департаментов нужно формировать столичное правительство профессионалов. За работой специалистов следят ревизоры и аудиторы. При такой системе можно сократить число работников думы и депутатов: 60 человек – для Риги это слишком много. Эти пункты должны быть включены в Закон о столице, принятие которого назрело давным-давно.

Игорь ВАТОЛИН


Написать комментарий