Как «замалчивают» неугодных еврокомиссаров

Рисунок Сергея Тюленева.
Рисунок Сергея Тюленева.
Два крупных европейских чиновника, побывавшие в Риге с разницей в неделю, призвали наше правительство рассмотреть возможность предоставления негражданам права выбирать местные самоуправления. Но власть притворилась глухой, от журналистов комиссаров дистанцировали, и тема "избирательных прав для неграждан" хоть и прозвучала в СМИ, но больше напоминала не раскат грома, а писк синицы.

Власти научились пропускать мимо ушей критические замечания чиновников ЕС

“Cвой – чужой”

За годы независимости латвийские политики научились “обращаться” с европейскими визитерами: скажет, например, какой-нибудь комиссар, что в Латвии с правами человека все хорошо – и разнесется его клич по СМИ, станет цитироваться ведущими политическими деятелями. Но если европеец заикнется о том, что в республике есть проблемы, то информация о визите подается скупо, где и с кем встречался, выяснить журналистам сложно. А министры, если им звонишь на мобильный телефон, избегают “острых тем”: мол, он сказал, что все здорово, а о проблемах упомянул вскользь.

Вот и сейчас мы наблюдали такую же картину: в Латвию с разницей в неделю приехали вице-президент Конгресса местных и региональных самоуправлений Совета Европы Жан-Клод Фресон и комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам Курт Воллебек.

У европейских чиновников, специализирующихся на защите прав национальных меньшинств, по-прежнему вызывает обеспокоенность количество латвийских неграждан. Но что парадоксально – визит Жан-Клода Фресона в Латвию прошел практически незаметно. На его пресс-конференцию пришло всего несколько журналистов, потому что информация об этом мероприятии была “выброшена” в СМИ очень поздно. А выступление чиновника прошло одновременно с брифингом, посвященным 100 дням премьера Годманиса. Присутствовавшая на пресс-конференции журналистка “Латвияс авизе” обвинила Фресона в том, что он не признает оккупации. На этом была построена, наверно, единственная статья о визите чиновника в латышской прессе.

Как сгладить острые углы

То же самое мы сейчас наблюдаем и с Куртом Воллебеком. Министр интеграции Оскарс Кастенс стал одним из первых, с кем комиссар встретился на латвийской земле. Информации об этом практически не было, поэтому я позвонил министру и попросил его рассказать по телефону о его разговоре с чиновником из Европы. Кастенс рассказал, что разговор с Воллебеком получился доброжелательным и конструктивным и был затронут вопрос снижения темпов натурализации.

Но меня волновал другой вопрос: касался ли европейский комиссар предоставления негражданам избирательных прав? Оскарс Кастенс ответил, что тема в ходе беседы упоминалась, но не была приоритетной.

В тот же вечер Курт Воллебек выступил на пресс-конференции с жестким заявлением: “Негражданам должны быть предоставлены права избирать местные самоуправления!” Но оно прозвучало слишком поздно и на следующий утро многие газеты вышли без него – просто потому, что полосы были уже сверстаны.

Вот и попытка даугавпилсского корреспондента “Часа” Светланы Гартовановой послушать беседу комиссара с представителями управления натурализации, которая проходила во втором по величине городе Латвии, завершилась неудачей. Представители УН признались коллеге, что не хотят, чтобы их разговор с комиссаром был предан гласности.

“Важно, как напишем!”

Зато “новость” о том, что Воллебек якобы доволен ситуацией в латвийском образовании, появилась на лентах информационных агентств в первой половине дня – и была очень подробной.

Советник министра образования и науки Агнесе Корбе, например, подробно рассказала информационным агентствам, как прошла встреча комиссара с министром Татьяной Коке. Примечательно, что заголовок новости звучал так: “Верховный комиссар ОБСЕ по вопросам нацменьшинств положительно оценивает проделанное Латвией в системе образования”, но в тексте Воллебек не давал никаких оценок.

Вот эта новость:

“Комиссар поинтересовался, на каком языке сдают экзамены учащиеся в школах нацменьшинств, и министр сообщила ему, что экзаменационные вопросы составлены на госязыке, но школьники могут выбирать, на каком языке отвечать на них – латышском или русском.

Воллебек ознакомился с латвийской системой всеобщего образования, узнал о результатах реформы образования в школах нацменьшинств, о поддержке государством образования нацменьшинств. Министр подчеркнула, что результаты реформы образования нацменьшинств отвечают поставленным целям, и качество образования в латышских школах и в школах нацменьшинств одинаковое, о чем свидетельствуют результаты централизованных экзаменов. Причем по некоторым предметам, например, физике и химии, в школах нацменьшинств оценки даже выше, отметила она.

Ознакомился комиссар и с проектом закона о высшем образовании. Коке подчеркнула, что он разработан в тесном сотрудничестве с социальными партнерами – государственными и частными вузами, работодателями, студентами и экспертами в области образования.

Одна из целей этого законопроекта – способствовать соответствию высшего образования требованиям рынка труда. Он также поможет обеспечить преподавателям и студентам возможность проводить часть времени в зарубежных университетах".

Интересно, где же положительная оценка, данная комиссаром ОБСЕ латвийскому образованию? Может, следует искать “позитив” между строк?

Надо признать – наши власти за последние годы многому научились. Они не могут запретить прессе писать на ту или иную тему (цензура у нас запрещена), но они могут “дозировать” информацию. Да и создавать “негативный” имидж неугодных европейских чиновников наши политики тоже хорошо научились.

Стоило бывшему комиссару Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесу выступить с докладом, критикующим ситуацию с русскоязычным населением в Латвии, как его тут же окрестили “рукой Москвы”. Та же участь постигла и председателя Надзорного (мониторингового) комитета ПАСЕ Георгия Фрунду.

С Фресоном и Воллебеком поступили гуманнее – их просто не заметили. Но еврокомиссары латвийских газет не читают и вряд ли заметят свое отсутствие. Разве что им об этом скажут…


Написать комментарий