«Русская партия»: кто за все заплатит? 2

Рисунок Сергея Тюленева.
Рисунок Сергея Тюленева.
"Ближе к осени в Латвии может появиться еще одна новая политическая партия, ориентированная на русскоязычный электорат", - такое предположение в интервью телепередаче De Facto сделал председатель парламентской фракции "Центр согласия" Янис Урбанович. "Час" попытался разобраться в ситуации.

Третьим будешь?

Похоже, для ЗаПЧЕЛ и “Центра согласия”, занимающих нишу партий защиты прав, в том числе и русскоязычного населения, наступают непростые времена. Янис Урбанович обычно слов на ветер не бросает… У новой партии, если верить Урбановичу, не будет проблем с финансированием.

- Мне известно, что политтехнологи занимаются этим проектом. Осенью такая партия может появиться, – сказал Урбанович. – Новая партия будет создана не без влияния олигархов.

Людей, которых в нашей стране называют олигархами, можно пересчитать на пальцах одной руки. Можно ли предположить, что кто-то из них – Шкеле, Шлесерс или Лембергс – попытается создать “русскую партию”? Теоретически этого исключать нельзя. Шкеле и Лембергс, несмотря на то, что последний фактически выведен из игры латвийской Фемидой, могли бы заинтересоваться русскоязычным электоратом. Но ни шкелевские народники, ни лембергсовские “зеленые крестьяне” не пользуются поддержкой русскоязычного электората, и поэтому создание “русской партии” не стало бы угрозой для этих политических сил и не увело бы от них голосов избирателей.

Да и зачем им это надо? Путь во власть “русской партии” вряд ли откроется в ближайшее время, а создавать оппозиционную силу – удовольствие не из дешевых. Впрочем, если эта партия будет выполнять роль сателлита, “карманной оппозиции” уже существующих партий коалиции, то в этом смысле маневр может быть оправдан.

Что касается Шлесерса, то вряд ли он заинтересован в том, чтобы левый фланг был усилен еще одной партией, поскольку “первые/путейцы” делают ставку в том числе и на русскоязычного избирателя. Зачем им конкуренты?

В нашей стране есть еще с десяток банкиров и предпринимателей, но олигархами их не называют.

Казалось бы, при чем здесь Авен?

Можно предположить, что определенный интерес к созданию в Латвии новой политической силы присутствует и у иностранных (читай: российских) олигархов.

Тут есть несколько важных моментов: во-первых, Россия в последнее время активно интересуется ситуацией в Латвии и, можно предположить, имеет виды на нашу экономику. Так, в интервью телеканалу ТВ3 сопредседатель российско-латвийского делового совета, президент “Альфа-банка” Петр Авен признался, что Латвия его интересует и с точки зрения бизнеса. Он намерен приобрести здесь банк, а возможно, и телеканал.

C банком понятно, но вот зачем миллиардеру Авену латвийский телеканал? Уж очень маленькая аудитория у наших “кнопок”, так что прибыли по меркам Авена могут быть небольшими. А может, в самом деле его интересует трибуна для будущей политической силы? Тут возможны различные предположения и спекуляции.

В последнее время Авен стал играть существенную роль в российско-латвийском политическом диалоге. Немало шума наделало его заявление о том, что в отношениях между Латвией и Россией наметилась “позитивная динамика, и поэтому надо надеяться на то, что встреча президента Латвии с Владимиром Путиным или президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым состоится”. Ряд экспертов, комментируя эти слова, предположили, что встречу нашего президента с российским коллегой может организовать именно Авен.

Эксперты: Авен – серьезный игрок

Социолог Айгарс Фрейманис в разговоре с “Часом” подчеркнул, что мы наблюдаем второе появление Петра Авена – в латвийском медийном пространстве.

- Первое было в начале 90-х годов. Журналисты предположили, что фамилия Авен может иметь отношение к Латвии. Так и оказалось: кто-то из предков российского банкира жил здесь, – говорит Айгарс Фрейманис. – Второе появление увязывают с политико-экономическими интересами. Для того чтобы дать более четкую оценку, у нас слишком мало фактов.

Увязывать фразу Урбановича с деятельностью Авена я бы не рискнул. Конечно, в последнее время в публичное пространство выброшено столько “колких фраз”, различных “нюансиков”, что это дает основания для выстраивания сложных схем в духе теории заговоров. Мотив олигархов в Латвии очень моден: это связано и с ситуацией вокруг Лембергса, и с борьбой с KNAB. Так что все возможно.

Логичен вопрос: на какой базе создавать “русскую партию”? Нехватка ярких личностей ощущается и у ЗаПЧЕЛ, и у Центра согласия, лидера популярности. Хватит ли людей на создание еще одной “русской партии”?

- В кулуарах бродит слух о том, что внутри “Центра согласия” существуют разногласия, – продолжает Айгарс Фрейманис. – Говорят, что внутри этой партии зреет деление. Такие слухи, впрочем, сопровождают практически все крупные политические силы. ЦС засиделся в оппозиции, и многим, можно предположить, это не нравится…

Если следовать логике Фрейманиса, новая “русская партия” может быть создана в случае раскола ЦС. Но в кулуарах парламента считают, что этого не произойдет: проблемы внутри партии существуют, но они не столь серьезны.

По словам политолога Иварса Йябса, ниша русскоязычных партий плотно закрыта “Центром согласия” и ЗаПЧЕЛ, которые на двоих обычно получают порядка 25-28% избирателей.

- Не думаю, что есть смысл выводить на русское поле третьего игрока, – говорит политолог. – Другое дело – если за созданием партии будет стоять Петр Авен. С этим игроком придется считаться. С его финансовыми ресурсами и политическим влиянием результат может быть очень серьезным.

…В любом случае русскоязычным партиям встряска пойдет на пользу. Глядишь, угроза конкурента заставит активнее работать. А это никогда лишним не бывает.


Написать комментарий

Ни ЗАПЧЕЛ, ни Центр согласия - никто по правде не отстаивает права русских. Они этим кормятся,т.е. являются политиканами. Полагаю, что та партия, о которо

Полагаю, что та партия, о которой речь, будет заинтересована в том же, что и имеющиеся. Увы...

Написать комментарий