Как два грузчика делили 1 300 000 евро

На днях в суд будет направлено дело двух “грузчиков-миллионеров”, которых нет в “списке 1000 миллионеров Латвии”. Потому что эти два молодых человека владели огромными деньгами в течение всего трех суток. Сейчас они не столько раскаиваются, сколько досадуют на то, что проиграли…

Как это было

Итак, Янис А. (32 года) и Павел О. (20 лет). Сотрудники аэропорта Рига, у одного стаж работы 5 лет, у второго – год. Ни разу не судимы. Характеризовались положительно. Холостые (у одного, впрочем, подруга в декрете). Образования нет, семейных капиталов нет, недвижимости нет. Зато есть, конечно, по хорошей машине.

На дворе 2007 год, самый пик ипотечных спекуляций и кредитов, а также историй о том, “как становятся миллионерами”. О том, что будет плохо, пока поговаривают, но никто не верит.

Еженедельно молодые люди видят, как инкассаторы таскают через аэропорт мешки с деньгами – это банки перевозят наличность (возможно, ту самую, лизингово-кредитную). И Янис все чаще и чаще начинает заговаривать о том, что “тырить по мелочи, как остальные вокруг, – это несерьезно. А ведь можно сразу миллион – и до конца жизни не работать…”

Постепенно они начинают друг друга понимать: действительно, ездить всю жизнь на тележке с моторчиком за зарплату – это неинтересно. А ведь регулярно рядом, практически без присмотра, остаются крупные суммы денег. Пусть на несколько минут, но все-таки.

И вот представляется очередной случай: 20 июня. Parekss отправляет австрийскому банку Raiffeisen Zentralbank самолетом порядка центнера денег. Инкассаторы провожают мешки до самолета и идут к командиру экипажа – брать расписку о приеме денежного багажа.

Павел реагирует моментально: прыгает в самолет, открывает один из мешков и вытаскивает оттуда доллары США, норвежские и датские кроны, евро… Всего 22 килограмма денег. Тысяч двести – зачем мелочиться – впихивает в чей-то багаж. Спрыгивает обратно на летное поле, сует мешок в груду багажа на своей тележке с моторчиком (официальное название – “трактор”).

Самолет улетает в Вену.

Янис и Павел объединяются. Один из них набирает номер своего брата, вызывает его и просит подъехать. Деньги, завернутые в куртку одного из грузчиков, несут в относительно отдаленный конец территории, к автостоянкам. Подъезжает брат, белый пластиковый мешок с миллионом перелетает через забор, погружается в машину, машина отъезжает. Грузчик-суперпохититель надевает куртку и садится на свою тележку с моторчиком.

Почему все сорвалось

Оба молодых человека уверены: счастливчик, получивший 200 тысяч, начнет их радостно тратить в Вене. Что по меньшей мере надолго пустит следствие по ложному пути. А тем временем они будут вести себя крайне тихо и ничего не потратят.

Их подводит человеческий фактор. В лице дамы, которая на выходе из венского аэропорта обнаружила, что у нее много денег.

Дама в испуге… нет, не бежит к полицейским. Она вынимает пачки и в испуге выбрасывает их в дальнем углу, чтоб никто не видел. После чего выходит к встречающему ее другу и в ужасе рассказывает ему о происшедшем.

Друг проявляет суровую сознательность. Он тут же берет даму за руку, спрашивает: “Где деньги?”, ведет ее, берет пачки и обращается к полицейским.

Уже через пару часов с деньгами полная ясность. Начинаются розыски. В рижском аэропорту служба безопасности тоже не дремлет: всех работников вызывают и спрашивают, не они ли украли миллион. Янис и Павел отнекиваются, но следствие уже началось…

Как они делились

Настало время делить и прятать средства. Но каким образом? И Янис, и Павел несильны в валютных курсах. В итоге принимается соломоново решение – в буквальном смысле слова. Каждую пачку в любой валюте делят строго пополам. Практически сантиметр в сантиметр.

В итоге у Павла больше 400000 латов и у Яниса – больше 400 000 латов (по нынешнему курсу – каждый почти долларовый миллионер). Начинается сокрытие.

Павел поступает традиционным образом: упаковывает свои 11 килограммов денег в пакет, потом в еще один пакет, потом в еще несколько пакетов. И зарывает все это в традиционном месте: у себя в гараже.

Янис поступает не менее традиционно, но иначе: свои 11 килограммов он делит, часть передает своей декретной подруге, часть упаковывает в сумку и приносит к другу со словами: “Пусть у тебя постоит инструмент, ладно?”

Разумеется, против сводных сил полиции и службы безопасности “Парекса” у двоих грузчиков нет никаких шансов. К Павлу приходят на третий день со словами – “ну, отдавай”. Он тут же все отдает и сдает соучастника.

Янис, как старший и автор плана – держится долго. Он не знает ни про какие деньги. Его оговаривают.

Он взят под стражу и сидит в сизо. Одну неделю, две… Тем временем его раскиданные по городу деньги начинают находить – то одну часть, то другую. В итоге через месяц деньги уже найдены все и надеяться на то, что “отсижу, выйду и заживу”, нет смысла. Янис сдается и начинает признаваться в содеянном. Через два месяца после недолгого миллионерства он тоже выходит на свободу. И наконец женится на своей подруге.

Как они сейчас

Сейчас оба трехдневных миллионера на свободе. Работают (уже не в аэропорту, разумеется). Знакомятся с обвинением (кража в особо крупных размерах в группе, статья 175, часть 4). Старший уже папа.

Чувство, которое оба испытывают, по мнению следствия, не столько даже раскаяние, сколько досада и сожаление. “Зря попались”. Впрочем, младший, кажется, пока его не поймали, так и не понял, каким серьезным делом занялся. И воспринимал все это как очередной фильм из серии про “друзей Оушена”…

В конце июня прокурор Лидия Ковалькова планирует направить дело в суд.


Написать комментарий