Линдерман подаст в суд на Латвию?

Абель на свободе. Пресс-фото.
Абель на свободе. Пресс-фото.
Вчера Рижский окружной суд признал Владимира Линдермана (Абеля), обвинявшегося в хранении взрывчатки у себя дома, невиновным. Выйдя на свободу, первое интервью радикальный общественный деятель дал нам. В частности, он заявил, что обдумывает, а не подать ли иск к государству за зря проведенные в тюрьме им и его "подельниками" месяцы.

Вчера в суде было много публики и журналистов, но не было представителя обвинения.

- Понятно, почему она не явилась, – прокомментировали отсутствие прокурора сторонники Владимира Линдермана. – Сейчас Абеля отпустят.

Так и вышло. Суд огласил сокращенный вариант приговора: признать обвиняемого в хранении оружия и боеприпасов Линдермана Владимира невиновным и освободить в зале суда. Подробности приговора ожидаются в течение 10 дней.

Выйдя из-за загородки, Линдерман с группой товарищей сел в машину и поехал в центр города – пить пиво в открытом кафе на ул. Антонияс. Там мы его и застали.

Освобождение Владимира Ильича вчера было топовой новостью не только в Риге, но и в России. Пока мы беседовали, к нему дважды подошли с поздравлениями совершенно незнакомые люди и несколько раз позвонили из РФ: с НТВ, РЕН ТВ, “Эха Москвы”, из газет…

Увеличению популярности Линдермана, несомненно, способствовали громкие акции, проведенные накануне вынесения приговора его единомышленниками в Москве и на Украине.

“Надо победить государство. В суде”

Владимир Линдерман, естественно, был искренне рад происходящему.

- Коротко: впечатления?

- Приятно выйти из тюрьмы.

- Ожидали ли вы такого приговора?

- Конечно. Другим он быть и не мог, дело было явно сфабриковано. Сейчас мне крайне интересно, что будет дальше. Потому что суд установил, что я не закладывал взрывчатку у себя дома. Тогда вопрос: кто это сделал?

Отмечу, что по вопросу “свидетеля Дарцова”, который якобы опознал человека, закладывавшего взрывчатку на Мангальсале, но в итоге оказался не известно кем, все по-прежнему неясно. Мой “подельник” Раймонд Крумголдс, отсидевший из-за этого “свидетеля” семь месяцев, видел протоколы допроса “Дарцова”. Я считаю, что кто-то должен ответить за эту фальсификацию.

(Напомним, о чем речь: один из ключевых свидетелей этого многолетнего дела, фигурирующий в материалах следствия под фамилией Дарцов, как оказалось, в Латвии не проживает. Более того, в течение последних лет никакой Дарцов в страну легально не въезжал. В общем он фантом.)

- Какие планы?

- На ближайшее будущее? Поесть (тут Абелю принесли салат “столичный”), сходить в баню, смыть тюремный запах. Потом к маме, к семье – я детей пять лет не видел. Потом будем думать, где и на что жить.

- Есть ли планы получить компенсацию за 5 лет, проведенных в бегах, и несколько месяцев в тюрьме?

- Я думаю об этом. Возможно, правильнее было бы подать коллективный иск – вместе со мной ни за что пострадали члены “Победы” Крумголдс, Ольга Морозова, Артур Петров. Было бы правильно получить компенсацию от государства и добиться наказания виновных. Потому что суд установил: это не я заложил взрывчатку в кресло у себя дома. Но остается вопрос: кто это сделал? Ведь меня и мою семью исполнители этой провокации подвергли опасности.

О родинах

- Можете сравнить положение в Латвии, куда вернулись после многолетнего отсутствия, и в России?

- Латвии я еще толком не видел – час как освободился. Насколько могу сравнить – в России в последние годы благодаря нефтяному буму во многих регионах благосостояние повысилось. Что касается Латвии, то тут у нее есть свой плюс в наличии независимых СМИ. Здесь лояльность, если можно так сказать, для успешного функционирования в бизнесе и общественной жизни не так обязательна. Латвия, будучи частью Евросоюза, не может слишком уж демонстративно плевать на права человека.

- Будете ли вы выбирать, где остаться после освобождения – здесь или там…

- Я буду там, где больше пригожусь. Я остаюсь “солдатом партии”.

“Взрывное дело”. Итоги

“Взрывное дело”, из-за которого Владимир Линдерман (Абель) в течение пяти лет находился в бегах, по которому несколько месяцев отсидели его единомышленники и была закрыта организация “Победа”, окончилось ничем.

Изначально Линдерману и Ко вменялось хранение взрывчатки и распространение призывов к свержению существующего строя. В деле фигурировало 5000 листовок с призывом к “братьям славянам”, целый склад тротила в секретном месте на Мангальсале, а также два маленьких брикета тротила, обнаружившиеся в самых “подходящих” местах: в штаб-квартире линдермановской организации “Победа” и у него дома.

Когда В. И. Линдерман находился в России на процессе по делу Лимонова, в Риге были проведены аресты: несколько единомышленников Линдермана оказались за решеткой на срок от семи месяцев до года. Позже их отпустили без объяснений. Сам Линдерман был объявлен в розыск и затребован у России.

Поскольку к концу 2007 года Владимир Ильич “достал” и руководство российских спецслужб своей радикальной деятельностью, его в итоге Латвии отдали. Это спровоцировало волну протестов в ряде постсоветских стран.

На самом процессе прокурор потребовала для него наказания 1,5 года тюрьмы. В свою очередь адвокат Елена Квятковская указала на то, что в деле с самого начала имеется масса странностей и несостыковок. И попросила своего подзащитного оправдать.

Впрочем, прокуратура пока сдаваться не намерена: как было вчера заявлено, приговор Рижского окружного суда будет оспорен в Верховном суде.


Написать комментарий