От Владивостока до Лиссабона – на велосипеде 1

Фото Марии СРИБНОЙ.
Фото Марии СРИБНОЙ.
Такой путь решил проделать японец Наото Курихара. Вы не поверите, но он уже пересек всю Россию и добрался до Даугавпилса! Зачем человеку ехать тысячи километров на двухколесной машине, если есть автомобили, поезда и самолеты? Как признается Наото Курихара, этот вопрос ему задают постоянно. И даже в такой форме: “Китаеза, ты что, чокнулся, по Сибири на велике? У нас поезда ходят до Москвы, вон там железнодорожная станция...” Самое смешное, что у него есть автомобиль, и второй – у жены. Но ему нравится велосипед!

Программист вырывается из сети

Кое-что становится понятным, когда Наото рассказывает о своей жизни – вполне благополучной по всем стандартам. Из Японии в 90-е году он уехал работать в США. Живет в Лос-Анджелесе. Женат, жена тоже японка. У них двое детей. Сначала работал в компьютерной фирме, теперь открыл собственный небольшой бизнес. Он неплохой программист, семья обеспечена всем необходимым: дом, у каждого – машина.

Представляете, все люди в США передвигаются на машинах, – говорит путешественник. – Почти никто не ходит пешком и не ездит на велосипеде. В итоге каждый закрыт в своей коробке – дома, на работе и на дороге. Люди вообще перестали общаться! Я задумал свое путешествие именно для общения с людьми. Если вы посмотрите фотографии на моем сайте – там нет достопримечаетельностей, там только человеческие лица. Люди – это самое интересное. И никакой интернет не может заменить живого разговора.

Курихара 13 лет работал без отпуска и почти без выходных, чтобы накопить денег на свой велопробег. Причем деньги нужны не столько ему, сколько семье, которая почти на пять месяцев рассталась с кормильцем. Жена сказала, что Наото – абсолютно сумасшедший. Но японцы – очень упорны, если что задумали – обязательно сделают.

Испытания в пути

Курихара вылетел из Лос-Анджелеса в свой родной Токио, оттуда на корабле добрался до Владивостока.Там пересел на велосипед, по карте проложил маршрут – Хабаровск, Чита, Омск и так далее – и двинулся в путь.

Первое испытание – холод. Путешествие началось в конце апреля, когда в Японии – тепло и все цветет. А во Владивостоке шел мокрый снег.

Один раз я, признаюсь, испугался и решил голосовать на шоссе. До Читы было несколько сотен километров, холодно, снег и сильный ветер. Никакого жилья, только тайга. Ночевка в такой ситуации была небезопасной.

Но машин, которые могли бы подвезти японца вместе с его железным конем, тоже не было. К счастью, на дороге показался пикапчик, который и спас туриста, доставив его в Читу.

Второе испытание – это российские дороги. Программист из Лос-Анджелеса даже не представлял, что такие разбитые колеи могут называться проезжей частью. Ко всему прочему все обочины усеяны пустыми стеклянными бутылками, которые выбрасывают прямо из окон.

Третье испытание – это содержимое этих самых бутылок. Нет, анекдот про дневник иностранца “Вчера пил с русскими – чуть не умер, сегодня опять пил с русскими – лучше бы умер вчера” – не про нашего героя. Он не пьет, совсем. Но как объяснить это людям, которые радостно приветствовали велосипедиста: “Китаец, куда едешь, пошли лучше выпьем”! А уж если человек попросился на ночлег, но при этом отказывается выпить с хозяином,- это же неуважение!

И четвертое испытание – это языковой барьер. Почему-то японец был убежден, что везде найдутся люди, понимающие по-английски хотя бы несколько слов. Увы… Пришлось ему попросить очередного знакомого написать в блокноте наиболее употребимые фразы, и показывать листки людям. Помимо фраз “Нельзя ли поставить рядом палатку?”, “Можно мне переночевать в вашем доме?” там есть и такая запись: “Не дадите ли вы мне с собой варенья? “. Очень уж понравилось японскому гостю русское домашнее варенье.

До Урала – другие люди

А что же нового узнал путешественник о людях? Он поначалу очень удивлялся, что все называют его китайцем. “Как можно спутать, ведь китайцы и японцы совершенно не похожи”. На это я ему рассказала не вошедший в фильм “Мимино” эпизод: японцы в гостинице видят грузина и армянина, и говорят, что все русские – на одно лицо.

Карихара рассмеялся и признался, что еще недавно ему казались одинаковыми все представители белой расы – большеглазые и длинноносые. Но теперь он начал понимать, насколько по-разному живут люди даже в одной стране.

Какие прекрасные и открытые люди живут в Сибири! – говорит Наото Курихара.

До самого Урала с меня ни разу не взяли денег за ночлег и за еду. Если даже люди небогато живут, они готовы поделиться тем, что у них есть. Чай и суп путнику предложат обязательно.(Разговор мы вели по-английски, а слова “чай” и “суп” произносятся по-русски). Я не ем мяса. И нередко для меня специально готовили рыбу или что-то вегетарианское, но денег не брали все-равно. А вот в Европейской части отношения уже совсем другие. Ночевать пустят, но условившись об оплате.

В больших городах программисту проще. По интернету он заранее договаривается о встречах, и в назначенный день его ждут в гости.

По словам велотуриста, в его родной Японии в дом вообще не принято пускать чужих. И не потому, что японцы очень жадные. Просто жители островов всегда очень трепетно относятся к общественному мнению, и они стесняются показать свой скромный быт. Правда, и с гостиницами там попроще, чем на безбрежном пространстве между сибирскими городами.

Латвия путешественника порадовала. Первый встреченный им житель приграничной деревни был по-русски гостеприимен. Николай и его собака Бобик (Боббик – произносит Наото) встретили гостя радушно. При этом вокруг стало заметно чище, дороги – лучше, интернет есть в любом поселке. Красота!

Вперед, к океану!

Честно говоря, и мое представление о японцах было несколько иным до знакомства с гостем. Вот 13 лет без отпуска – это по-японски, а почти полгода колесить по России и Европе – это же чистая авантюра. Или в Стране восходящего солнца уже что-то изменилось?

- Старшее поколение – это действительно трудоголики, – рассказывает гость. – Но не только в силу национальных традиций. Система оплаты такова, что чем дольше и старательнее ты работаешь на одном месте, в одной корпорации, тем больше у тебя льгот. Это очень дисциплинирует. Но среди молодежи уже повляются другие настроения: стоит ли всю жизнь перерабатывать, чтобы в старости получать удовольствие? Поэтому японские юноши и девушки отдыхают примерно так же, как их сверстники.

А вот 46-летний программист только во время так называемого кризиса среднего возраста решил не откладывать мечту, а воплотить ее сейчас. У него в запасе – сорок дней. Надо успеть добраться до Лиссабона – через Литву, Польшу, Францию, Испанию. И тогда путешествие от океана до океана будет завершено.

И что дальше?

Жена и дети давно зовут его домой, да и он соскучился по родным. И придется интенсивно работать, чтобы скопить денег на следующее путешествие на велосипеде – по Южной Америке.

А вдруг жена и дети составят компанию – хотя бы на некоторое время? – мечтает он. Ведь это так скучно – жить все время в коробках, поддерживая связь с миром только с помощью техники.

Светлана ГАРТОВАНОВА

Кстати:

  • За все время пришлось только однажды заменить велосипедную шину.
  • Опасность от людей, как считает путешественник, исходила только один раз, когда в Уфе его забрал с автостанции милицейский патруль, искали наркотики и требовали денег.
  • Самая интересная встреча была в Чите с человеком по имени Окада Кодзуя, который эмигрировал из Японии в Россию из любви к русской литературе.

06.08.2008 , 10:56

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий

Какой молодец этот японец со своей знаменитой фамилией! (актриса Камаки Курихара, режиссер - Курихара идр.).
Особенно я смеялся над фразой: " Жена сказала, что Наото - абсолютно сумашедший!"
Мы с женой и дочкой (5 лет) в 2004 году сделали круиз по Латвии 800 км, но куда нам до Курихары!
Велосипед - великолепный транспорт. Вот только-что были мы на соревнованиях в Любляне (Словения), так там по всем улицам проложены велодорожки шириной примерно 1,5 м и гоняют по ним безостановочно и стар и млад.
Наш человек Наото Курихара!