Больная лейкемией подала в суд на Минздрав

5 августа Административный районный суд приостановил судопроизводство по жалобе Ирины Саловой на отказ Министерства здравоохранения в полном объеме компенсировать приобретение жизненно необходимых ей лекарств. Приостановил до решения Конституционного суда: ему предстоит дать оценку нормам закона, которыми мотивированы требования больной лейкемией о защите ее права на жизнь, пишет газета “Телеграф”.

К сожалению, в отличие от других стран ЕС, в Латвии каждому больному за элементарную возможность выжить приходится бороться не только и не столько с болезнью, сколько с государственными учреждениями, с бездушной системой компенсации жизненно необходимых лекарств и отписками ответственных чиновников.

“Ситуация сейчас критическая, поскольку уже в течение многих лет государство не увеличивало финансирование для закупки компенсируемых медикаментов. В этом году наиболее эффективные медикаменты, в том числе необходимый Ирине Саловой Sprycel, могут получить лишь 39 больных лейкемией. Sprycel — это медикамент нового поколения, его цена — около 3,5 тыс. латов в месяц, и только он может гарантировать больному долгие годы жизни. Неясно, что можно порекомендовать 40-му, 41-му и другим больным. Дешевые и малоэффективные лекарства? Надеяться, что кому-то другому медикаменты, возможно, не будут необходимы или что средства будут самостоятельно найдены через пару недель или месяцев? Лейкемия — это такая болезнь, где “позднее” может оказаться уже слишком поздно. Даже в соседних Литве и Эстонии система компенсации жизненно необходимых лекарств гораздо более человечная, чем в Латвии. Унизительная система квот сохранилась только у нас", — поделилась координатор Общества поддержки больных лейкемией Ласма Трофимова.

Неожиданно шокирующим образом обернулось дело Ирины Саловой и для десятков других больных этой страшной болезнью. Дело в том, что право даже на нынешние компенсируемые медикаменты, а вместе с ним право на жизнь, больной получает лишь пройдя специальный врачебный консилиум. "Он должен утвердить право пациента получить необходимые компенсируемые медикаменты. Однако в последнее время члены нашего общества и другие больные сталкиваются со страшным фактом: многие врачи отказываются выдавать направление в консилиум с открытой формулировкой “пока не окончится судопроизводство по делу Ирины Саловой”! От учреждений мы слышим, что лекарств хватает для всех, а очередей за ними нет". Однако от пациентов мы узнаем, что врачи просто не выписывают лекарства или не подают в консилиум заключение о том, что лекарства необходимы! А ведь в Латвии лейкемией, или раком крови, больны около 4 тыс. человек. Из них примерно у 250 констатирована миелолейкемия — один из подвидов болезни, при котором необходимо лечение препаратом Sprycel. Должны ли мы из этого сделать вывод, что врачи запуганы и их “попросили” не посылать за лекарствами больше больных, чем предусматривает квота?" — задается вопросом Трофимова.

Необходимо добавить, что согласно временному решению суда, Госагентству обязательного страхования здоровья (VOAVA) было поручено в полном объеме оплачивать Саловой покупку Sprycel до июля текущего года. В июле больной требовалось новое заключение врачебного консилиума о дальнейшем лечении, которое она, к счастью, получила. “Сейчас Салова обратилась в VOAVA с требованием продолжить компенсацию необходимых лекарств в полном объеме. Посмотрим, каким будет их решение”, — говорит Трофимова.

Интересно, что после жалобы Общества поддержки больных лейкемией в мае этого года в решение вопроса о полной компенсации жизненно необходимых лекарств включились Сейм и Комиссия Сейма по правам человека и общественным делам. Тогда же Подкомиссия по общественному здравоохранению поручила Минздраву разработать предложения по улучшению системы. Но прошло уже два месяца, а информации о том, что Минздрав и VOAVA предложили какие-либо решения проблемы, нет. “Следует спросить, ждет ли Министерство здравоохранения, когда судебный процесс против него начнут еще и другие пациенты, чтобы наконец начать реагировать и решать вопрос? Неужели теперь каждому больному нужно начинать судопроизводство для того, чтобы получить необходимое лечение и выжить?” — заключает Трофимова.

http://www.novonews.lv/news/2008/08/06/lat_gazety/042377.html


Написать комментарий