На чем экономят известные люди

Экономический кризис все переживают по-разному. Кто-то урезает рацион, кто-то отказывается от покупки нового Porshe. Кто-то, может, даже ни от чего не отказывается, но чувство неприятного волнения все-таки преследует даже самых состоятельных. Опрошенные "Телеграфом" известные в Латвии люди признались, что, несмотря на все угрозы, доносящиеся из СМИ, серьезно ограничивать свои расходы или делать заготовки на зиму они пока не хотят.

“Я не буду экономить, я буду больше зарабатывать” — девиз большинства респондентов. Тем не менее кое-какие вынужденные изменения в привычках и образе жизни появились почти у каждого.

Борис ЦИЛЕВИЧ, депутат Сейма (Центр согласия):

— С одной стороны, мне грех жаловаться. Как депутат я все-таки получаю фиксированную зарплату, хотя из-за того, что в прошлом году Сейм проголосовал за ограничение переиндексации зарплат в рамках 10%, оклады депутатов не выросли пропорционально стоимости жизни. У меня зарплата — по сути единственный вид доходов. Никого бизнеса у меня нет, поэтому, естественно, некоторые расходы приходится пересматривать. Например, в этом году у нас были планы поехать летом всей семьей куда-то далеко, но по разным причинам, в том числе и экономическим, пришлось от них отказаться. Вместо этого просто немножко поездили на машине по Латвии, что, впрочем, было тоже неплохо.

Если говорить в целом, то, на мой взгляд, решающее значение все-таки имеет не уровень доходов и цен, а их соотношение и уровень претензий. Я как человек старой закалки всегда очень с большим подозрением относился к кредитам. Но дети выросли, и так сложилось, что нам пришлось покупать квартиру. Однако тут мы десять раз отмерили, и лично я абсолютно уверен, что независимо от внешних факторов мы выплатим свою ипотеку до конца.

Аугуст БРИГМАНИС, депутат Сейма (Союз “зеленых” и крестьян):

— Конечно, я почувствовал на себе признаки кризиса. У меня есть собственное крестьянское хозяйство. И вот если раньше я покупал тонну минерального удобрения за 60 латов, то сегодня мне представили счет на 360! При этом стоимость зерна что тогда была 90 латов за тонну, что сегодня. Как это называется? Кошмар. Я почувствовал последствия экономических трудностей в стране и так, что если раньше мне было трудно найти человека для работы, то теперь люди из моего поселка сами приходят ко мне и просят ее дать. Говорят: одна фирма в Тукумсе обанкротилась, другая — обанкротилась. Но я, конечно, не могу всем помочь. У меня сезонная работа на поле, и новые места открывать просто нет ресурсов.

Гундар БОЯРС, бывший мэр Риги, предприниматель:

— Особо своих привычек я не менял. Но я и раньше никакими излишествами не болел. Хотя, конечно, к планированию расходов стал относиться с большей осторожностью. Когда ты видишь, как в магазинах торгуют прошлогодней обувью по ценам выше, чем новые коллекции в Европе, становится и смешно, и обидно, поскольку чувствуешь, что тебя обманывают. Я, конечно, особо не выбираю, но если путешествую за границей, что-то из одежды покупаю там: выбор больше и дешевле. В отношении продовольствия тоже, безусловно, заметил, что средняя сумма в чеке вызывает если не испуг, то, по крайней мере, удивление. Какая сумма? Честно говоря, меньше 20 латов у меня никогда не получается, как бы ни старался. Но, правда, я всегда покупаю хорошие продукты и свежие. А вообще, если есть время, люблю и на рынок сходить.

Ирина ВИННИК, бизнесвумен:

— Экономическое напряжение в стране я почувствовала и прямым, и косвенным образом. Как женщина занятая, я обычно раз в неделю несусь в магазины и делаю большие закупки. Так вот я убедилась, что в больших торговых сетях резко сузился ассортимент товаров. Думаю, это происходит только потому, что из-за общего падения платежеспособности жителей на них сейчас нет спроса. Бывали ситуации, когда мне нужно было купить какой-то особый продукт — например, ждала гостей. И я точно знала, что в этом магазине этот товар всегда был, но сейчас его нет. Замечаю, что стоянки возле магазинов пустые. Даже в сезон распродаж, которые, впрочем, в этом году были лихорадочными и истеричными. Но новые коллекции завозят неохотно.

Что же касается меня самой, то, безусловно, когда ты одновременно получаешь извещения из всех техобслуживающих предприятий о повышении цен, не можешь не вспомнить о кризисе. Если банк сообщает, что за снятие твоих собственных денег с твоей же карточки с банковского автомата с тебя будут брать по 50 сантимов, то, вы меня извините, начинаешь думать, а не носить ли наличку в кошельке.

Еще я перестала заниматься шопингом для успокоения нервов. У меня бывало так: когда я находилась в очень нервном состоянии или крайне устала, то шла в магазин и делала никому не нужные покупки, только потому что меня успокаивал сам процесс. Но сегодняшняя ситуация меня дисциплинировала. Когда ты постоянно находишься под прессингом информации и предостережений, то начинаешь жить даже не под гнетом уже наступивших экономических трудностей, а под гнетом их ожидания. Нового способа снятия стресса у меня пока не выработалось. Хотя заметила, что несмотря на то что обычно ем очень мало и к сладкому совсем равнодушна, в последнее время я стала иногда хотеть чего-то вкусненького. Меня это даже насторожило. Но понимаю, что, наверное, эта какая-то сублимация тех тревожных чувств. А вообще я стараюсь не смотреть новости по телевизору и не читать комментарии в Delfi. Просто для того, чтоб хоть как-то снизить тот фон негативных эмоций, в котором мы сейчас все живем.

http://www.novonews.lv/news/2008/09/05/lat_gazety/044148.html


Написать комментарий