Страшнее, чем Чикатило

Убийца и его жертвы Инга Ломакина и Яна Рибинская
Убийца и его жертвы Инга Ломакина и Яна Рибинская
*Дело маньяка Грантиньша* ...Почему эта история хуже, чем история всемирно известного маньяка-убийцы Чикатило? Потому что Чикатило был до своего задержания "гражданином Икс", успешно маскировавшимся под нормального человека. Он работал инженером, не переходил улицу на красный свет, растил двоих детей, писал перестроечные заметки в областную ростовскую газету. В общем, никто не знал, что он и есть "ростовский монстр".

О том, что из себя представлял Грантиньш, знали все вокруг. Всем было известно, что он – маньяк (два раза попасть в тюрьму за изнасилование – это, в принципе, уже никак не случайность). Все знали, что он опасен. Но никто ничего не делал. Даже когда начали бесследно исчезать женщины из его окружения.

Обо всем этом чуть дальше. Сначала – новости.

“Слабонервным не читать”

Вчера на пресс-конференции руководство Госполиции озвучило следующие подробности “дела Грантиньша”.

29-летнюю Ингу Ломакину Грантиньш убил в ночь на 9 июня. В квартире, в которой находились и двое ее детей (их общей дочери, 11-летней Дайны, чья очередь наступила позже, среди них не было), случился конфликт: Инга заявила, что не хочет “жить с преступником”. Грантиньш согласился, что жить ей незачем, и задушил ее. После чего, по собственному признанию, “разделал как свинью” на очень мелкие кусочки и зарыл их в разных местах.

Яну Рибинскую Грантиньш убил в ночь на 12 июля. Сидели в компании, пили-гуляли. Потом 18-летняя девушка пошла домой. Грантиньш двинулся следом, нагнал ее и изнасиловал. А потом с целью сокрытия преступления утопил в ближайшем пруду. Тело он опять-таки разрезал на очень мелкие кусочки и фрагменты закопал в четырех разных местах.

То есть перед нами самый настоящий Чикатило. Полиция допускает, что он может быть причастен и к другим убийствам – общее кличество жертв назвать сейчас просто невозможно.

Режим полицейского надзора, под которым он был все это время, Грантиньш не нарушал.

Экспертиза его психического состояния пока не завершена.

“Всем оказалось все равно”

А теперь самое жуткое во всем этом: во время совершения всех убийств (интенсивность – по меньшей мере один труп в месяц) Ивар Грантиньш числился “поднадзорным”. То есть сколько-то раз в неделю он являлся в ближайший полицейский участок, чтобы засвидетельствовать, что он никуда не делся. (Почему это считается “надзором” – непонятно. Наверно, название меры пресечения – реликт советской эпохи, когда некий надзор над освобожденными, отбывшими срок за тяжкие преступления, действительно осуществлялся.)

Более того, когда вокруг него начали исчезать женщины, Ивар Грантиньш вовсе не оказался в изоляторе в качестве наиболее вероятного подозреваемого. Казалось бы, если исчезнувшую девушку в последний раз видели в компании насильника-рецидивиста, то ответ на вопрос о том, кого допрашивать с пристрастием и брать под стражу, довольно прозрачен.

Но с Грантиньшем этого не произошло.

Казалось бы, если бесследно пропадает его сожительница, то это основание всерьез поинтересоваться действиями самого Грантиньша и обстоятельствами ее исчезновения (бесследно разделать женщину “как свинью” у нее дома в сельских условиях невозможно).

Но с Грантиньшем снова ничего не произошло. Когда уже после трагедии с 11-летней Дайной мы обратились в полицию Бауского района с вопросом, не может ли и Инга Ломакина быть жертвой того же убийцы, нас заверили, что оснований так считать нет. “Она склонна к бродяжничеству, уже отправлялась куда-то, потом возвращалась…”

И наконец (это отдельный штрих), “инстанции, наблюдающие за правами детей”. После освобождения из мест заключения насильник вернулся в свой прежний дом, где его маленькая дочь жила с бабушкой. Сиротский суд не возражал против такого сожительства и родительских прав его не лишил.

Более того, когда уже стало поздно, как выяснилось, ни разу ни одна чиновница из Сиротского суда до дома Грантиньша так и не дошла. И как живется дочке с отцом-маньяком, тоже не поинтересовалась. Информация о судимостях родителя игнорировалась… Сейчас решается, останется ли в своем кресле председательница Сиротского суда Айя Стабуле. Но кому от этого легче, если честно?

Факт остается фактом. Как говорят в районе, “пока в дело не вмешались рижские, всем было по барабану…”.

Время маньяков

А теперь, уважаемые читатели, зададимся вопросом: не слишком ли их стало много? Речь о серийных маньяках и массовых убийцах.

Еще лет пять тому назад, честное слово, их столько не было. А сейчас без откровенно сумасшедшего “серийника” или массовой резни и года не проходит. Иногда за год случается и по два такого рода преступления. В 2007-м, к примеру, прогремели случаи маньяка Гундарса Пайпалса (две изнасилованные девочки, одна убитая, все это время он был под следствием) и “зиепниеккалнского убийцы” Климова, ни с того ни с сего задушившего жену и двоих сыновей. (Кстати, о Климове. Если вы помните, то у него срок отнюдь не пожизненный. Через 18 лет он снова будет среди нас, если доживет. А может, его освободят и раньше.)

В этом году пойманы откровенный “чикатило” Грантиньш и целый ряд педофилов-насильников. Последних даже сосчитать как-то затруднительно. Их просто много, а выходят они быстро.

В качестве иллюстрации приведем один случай. Совсем свежий, позавчерашний. В среду в Вентспилсе был задержан педофил, охотившийся за школьницами – двухметровый здоровенный мужчина сорока лет на черной “ауди 80”. “Его ни с кем нельзя было спутать, он слишком огромный”, – поясняет местная полиция.

Там его отлично знают. В 1997 году он убил пятиклассницу, его посадили всего на 12 лет. А выпустили в соответствии с законом по отбытии двух третей срока за образцовое поведение… То есть педофил-убийца, отсидев всего 9 лет, вышел в 2006-м. Сколько девочек он успел за это время изнасиловать, никто не знает. Есть мнение, пишет NRA, “что он начал охотиться за детьми сразу после освобождения”.

На сей раз у него в машине (с предсказуемыми последствиями) оказались две 13-летние и одна 14-летняя девочка. “А мы ждали, что это рано или поздно произойдет. Такие люди неисправимы”, – заявил по этому поводу начальник местной полиции Дидзис Вилемсонс.

Слишком много этому "монстру на “ауди” не дадут – он же не успел никого расчленить.

Справка

Что о нем знали во время убийств

Ранее трижды судимый Ивар Грантиньш, который этой весной вышел из Парлиелупской тюрьмы, во время пребывания в заключении четыре раза обращался с просьбой о досрочном освобождении, но его заявления отклонялись. Дело в том, что в тюрьме он вел себя сносно – особо серьезных нарушений режима не было.

В прессе уже появились предположения, что его в тюрьме “опустили” (сексуально использовали) как осужденного за изнасилование. Однако к администрации тюрьмы он с подобного рода жалобами не обращался.

О поведении Грантиньша на свободе сведения противоречивы. Так, председатель Сиротского суда волости Церауксте Айя Стабуле охарактеризовала его как “нелюдимого человека, который не особенно часто вступал в контакт с окружающими. Он не слишком увлекался алкоголем, о дочери заботился”. (Как позже выяснилось, знать об этом г-же Стабуле было неоткуда – в дом к Грантиньшу никто из ее работников так и не удосужился заглянуть.)

А вот журналистам газеты Diena соседи Грантиньша сообщили, что он был сексуально агрессивен – соседка Илма вспомнила, как однажды он позвал ее в хлев, где начал ее “лапать”, чем пожилая женщина была шокирована…


Написать комментарий