Последний вагон на Nord Stream

Успеет ли Латвия вскочить в него?

Евросоюз присвоил газопроводу Nord Stream статус приоритетного энергетического проекта, отвечающего интересам Европы, и внес его в список так называемых трансевропейских энергетических сетей TEN-E как один из проектов, играющих ключевую роль в энергоснабжении Европы.

Борьба с тенями

Страсти улеглись? Отнюдь. Польский премьер Дональд Туск попытался связать проблему Nord Stream с российско-грузинским конфликтом – дескать, нельзя увеличивать зависимость от России, потакая реализации проектов подобного характера.

Не снижает активности в борьбе с газопроводом и Эстония, хотя единого мнения там нет. В компании Eesti Gaas уверены, что NS улучшил бы энергоснабжение страны, да и местные предприниматели не прочь подзаработать на проекте.

А год назад там случился скандал. В печать попал секретный доклад, подготовленный министерством обороны, из которого явствует, что ключевые ведомства – МИД, министерства экономики и обороны не против исследования дна в прибрежных водах Эстонии, а отрицательный ответ дан по настоянию политического руководства страны, мотивировавшего отказ тем, что “производство буровых работ на шельфе во время исследований даст информацию о величине природных запасов и возможности их использования”. Что таится под толщей Финского залива, власти не знают, но не дай бог о величине виртуальных запасов узнает Россия… Финляндия тут же пригласила СЕГ в свои воды.

В отместку еврокомиссар от Эстонии заявил: Nord Strem не интересен Евросоюзу.

В это же время нидерландская компания Gasunie выкупила 9% акций NS и стала четвертым участником проекта.

Всем хватит

Строительство газопровода начнется в 2010 году, и к осени 2011-го, через 18 месяцев вместо намечаемых ранее 24, первая очередь мощностью в 27,5 млрд. кубометров примет российский газ, который уже фактически распределен. 9 млрд. кубометров заберет германский партнер NS Wintershall Holding AG, 4 млрд. кубометров – второй партнер – E.ON Rurgaz AG, столько же – Великобритания, еще 2,5 млрд. кубометров – Франция. О желании присоединиться к проекту заявила Чехия, готовая оплатить прокладку трубы по своей территории.

“Война в Грузии подтверждает необходимость быстрого развития проекта Nord Stream… Это один из крупнейших проектов, обладающий целым рядом преимуществ для всех участников – российского Газпрома и европейских стран”, – заявил Андрис Пиебалгс, еврокомиссар по энергетике, агентству Reuters 24 сентября 2008 года.

Европейские компании уже выстраиваются в очередь с предложениями своих услуг. Заказ на обработку труб водоустойчивым составом выполняет французская компания Eupec, итальянская Siirtec Nigi S.p.A. поставит Газпрому установки подготовки газа к транспортировке на компрессорную станцию.

Уже и Литва отказывается от бойкота газопровода в обмен на продление срока работы Игналинской АЭС и готовится соорудить терминал по перевалке сжиженного газа, США выделили на эти работы 826 тысяч долларов.

Вроде бы и Itera-Latvija, “дочка” российского Газпрома и германского E.ON Rurgaz AG, скептически относящаяся к проекту Добельского ПГХ, собирается строить подобный терминал в Рижском порту.

А у нас принципы

Латвия же своей позиции пока не меняет и, по словам главы МИДа Мариса Риекстиньша, по-прежнему настаивает на полных гарантиях безопасности проекта – мол, Балтийское море для подобных проектов не подходит.

То, что проект серьезно подорожал из-за дополнительных исследований, а также расчистки морского дна от затонувших кораблей, Риекстиньша не тревожит. Впрочем, единого мнения у латвийских политиков нет.

В конце августа портал Delfi сообщил: "Nord Stream AG предлагает трем государствам Балтии построить газовое хранилище и проложить ответвление до него от газопровода “Северный поток”. Как пишет литовская газета Kauno diena со ссылкой на руководителя финского представительства BASF (немецкого акционера NS) Бернарда Болла, в переговорах участвует только Латвия".

Годманис уверяет, что во время его премьерства ничего такого не обсуждалось. Однако, похоже, что-то было. Недаром же депутат Европарламента и лидер ТБ/ДННЛ Роберт Зиле призвал не доверять “щедрым обещаниям” Москвы, которая с помощью экономических выгод пытается расколоть единство стран ЕС.

Лидер парламентской фракции ЛПП/ЛЦ и глава комиссии по международным делам Андрис Берзиньш уверяет, что "Латвия могла бы предложить свои услуги. Наше Добельское подземное газохранилище может служить дополнительной гарантией резерва, который можно использовать в экстремальных ситуациях…

Эстонцы призывали нас протестовать против проекта. Поляки буквально требовали, чтобы труба шла по их земле – это же транзит, хорошие деньги. Мы не включились в протесты против проекта, но никто и не предлагал подключиться к нему".

Выяснить, было-таки предложение или нет, не удалось. Впрочем, если об этом не знает глава комиссии…

А бизнес готовится

Обратил внимание на одну любопытную информацию. Заявив о готовности не только освободить пост главы Народной партии и досрочно сложить депутатский мандат, Айгарс Калвитис туманно намекнул на свое будущем – взобраться на Эверест, а потом уйти в бизнес. Не исключено, что его карьера продолжится в структурах, связанных с газовым бизнесом.

Еще два года назад, спустя полгода после создания консорциума Nord Stream, пятеро известных в стране предпринимателей – Владимир Комогорцев, Юрий Шабашов, Гинтс Лаздиньш, Янис Грубе и Гунтарс Кукурс – учредили фирму Zemgales attistibas fonds, выкупившую участки земли в Добельском районе, под которыми и находятся пустоты, пригодные для сооружения газохранилища, а по латвийским законам недра, т. е. то, что находится под частным участком, принадлежат владельцу земли.

Минувшим летом к пятерке акционеров ZAF присоединились еще два бизнесмена – Янис Наглис и Гунар Кокоревич, кстати, являющийся руководителем латвийского отделения французского энергетического концерна Dalkia.

Серьезные исследования потенциала подземных пустот еще не проводились, непонятно пока и сколько средств потребуется на обустройство хранилища, создание инфраструктуры, прокладку трубы. Ясно то, что проект обойдется в весьма серьезную сумму и придется искать иностранных инвесторов. Однако репутация партнеров – своего рода сигнал инвесторам: – дескать, дело верное, подключайтесь.

Да, следует еще договариваться с Россией и Евросоюзом: в России – газ, ЕС должен определиться, нужно ли Европе резервное хранилище. Единственное, что уже ясно, проект может принести серьезную пользу Латвии.

Во-первых, отпадет вопрос энергетической безопасности, во-вторых, Латвия будет включена в общеевропейский энергетический проект, а немаловажно то, что деньги за эксплуатацию транзитного ПГХ получат не только акционеры, но и государство, от которого сегодня нужно лишь одно – политическая поддержка проекта, которую, судя по заявлению Андриса Берзиньша, Латвия готова оказать.

Не упустить бы нам перспективу. Поезд вот-вот тронется…


Написать комментарий