На фрегате USS Doyle

В минувшую пятницу газета "СейЧас" оказалась в числе тех, кто исследовал прибывший в Рижский порт американский 138-метровый военный ракетный фрегат изнутри. Американский военный ракетный фрегат USS Doyle еще не успел причалить в Рижском порту, а новость о его прибытии, поданная как сенсационная, уже облетела многие СМИ страны. Надо сказать, что мы хоть и вступили в НАТО двумя ногами сразу пока еще не окончательно свыклись с появлением в нашем воздушном и водном пространстве военной техники новых сотоварищей по оружию.

Американский военный ракетный фрегат USS Doyle еще не успел причалить в Рижском порту, а новость о его прибытии, поданная как сенсационная, уже облетела многие СМИ страны. Надо сказать, что мы хоть и вступили в НАТО двумя ногами сразу пока еще не окончательно свыклись с появлением в нашем воздушном и водном пространстве военной техники новых сотоварищей по оружию.

Военному фрегату класса Oliver Hazard Perry, ткнувшемуся остроконечным носом в Рижскую гавань с гуманными намерениями, стукнуло уже 25 лет. По военным меркам корабль уже не молод. Еще каких-нибудь четыре года и спишут, хотя с другой стороны могут и одарить военным имуществом остро нуждающихся. Такие списанные с американских счетов подарки уже повысили численность ВМФ Украины, Грузии, Азербайджана…

НА ПОДСТУПАХ К ФРЕГАТУ

На высоком уровне было решено организовать экскурсии на обозначенный военный корабль, показать латвийцам, что он совсем не страшный – наоборот, настроен доброжелательно ко всем, особенно к детям. Даугавпилсские детские приюты “Аусеклитис” и “Приедите” одними из первых получили приглашение от американской стороны побывать на судне. Руководство учреждений и сами ребята такой культпоход восприняли с воодушевлением, тем более что американцы предусмотрительно оплатили расходы на поездку. На палубе военного корабля “простые смертные” бывают не часто. Такой возможности газета “СейЧас” не упустила.

Прибыли мы заблаговременно и после проверки паспортов получили возможность созерцать в отдалении фрегат, сливавшийся в цвете с серым фоном осеннего неба. Государственный флаг Латвии на мачте приветственно трепетал над ним. Американские – развивались на носу и корме корабля. Перед площадкой, ведущей к судну, дежурили трое латвийских военных полицейских. Было ветрено, и ребята, хоть и экипированные по всем стандартам, время от времени забирались в испанский военный джип Santana погреться. Напротив них несли пост представители американского фрегата. Я мысленно восхищалась их морской формой – не слишком совершенные фигуры она делала подтянутыми и стройными. Представьте: черные наглаженные костюмы из отличной шерсти с золотистыми эмблемами плюс лакированные кожаные туфли на мягкой подошве. Все это дополнялось соответствующими белоснежными головными уборами – по форме. Красота!

Вскоре прибыл латвийский министр по делам семьи Айнарс Баштикс, изъявивший желание посетить фрегат вместе с детьми, как он выразился: “Посмотреть на жизнь моряков”. Еще министр сказал, что военный корабль символизирует определенные цели и что дети должны стремиться быть сильными и смелыми, как эти моряки.

Тут же на солидном Chevrolet Suburban подкатили представители американского посольства с переводчиками и всех пригласили взойти по трапу на корабль.

ЗАРПЛАТА МОРЯКА – 2,5 ТЫС. ДОЛЛАРОВ

На палубе детей и журналистов приветствовал капитан военного фрегата USS Doyle Джон Зузич. По желанию детей экскурсия состоялась на русском языке. Перед ее началом американские моряки накормили ребят обедом в своей столовой. Насчитала в ней 11 четырехместных столиков. Воспользовавшись тем, что капитан находился здесь же, я при помощи переводчика “торпедировала” его вопросами:

- Сколько членов команды на судне? Каков национальный состав?

- Всего в команде 200 человек, 20 из которых – руководящий состав и 44 – технический. У нас служат люди, придерживающиеся идеалов славного адмирала Джеймса Генри Дойла (1897-1982). На фрегате представители всех 50 американских штатов. Есть также пуэрториканцы и филиппинцы. Назначение фрегатов – обеспечение противолодочной обороны десантных отрядов, кораблей обеспечения и конвоев.

- Расскажите немного о себе.

- Мне 42 года. Из них во флоте (после окончания Военной морской академии США) я уже 18 лет. На этом корабле мой стаж небольшой – меньше года. Ранее командовал минным тральщиком. Дома остались жена и четверо детей, младшему из которых 4 года. Ребята любят подшучивать надо мной, но при этом у них присутствует и настоящая гордость за отца. Увижусь с ними и женой через месяц. Мой порт во Флориде. Оттуда фрегат начал свой путь. За месяц побывали в нескольких портах. Цель визита в Латвию – содействовать выстраиванию партнерских отношений между нашими странами, укреплению дружественных связей.

- Сколько у вас получает рядовой матрос?

- Перед тем как попасть на корабль, парню необходимо прослужить год в армии и потом 3-4 месяца в морских силах. Зарплата моряка начинается с 2,5 тыс. долларов в месяц.

- Команда угощает латвийских детей картошкой фри, чипсами, рыбными палочками, кока-колой… В рацион ваших моряков эти продукты входят постоянно?

- Есть, конечно, и другие. Например, свежие овощи и фрукты, но за месяц, проведенный в море, весь их запас был съеден. Закупиться в Латвии еще не успели – только недавно пришвартовались. Поэтому, чем богаты… Мы рады видеть латвийских детей на нашем корабле, видно, что и им интересно такое знакомство. Эти дети – ваше и наше будущее, – с уверенностью заключил американский капитан.

“ПОСТРЕЛЯТЬ НЕ РАЗРЕШИЛИ…”

А мы отправились на экскурсию в сопровождении Майка Студли – старшины по званию, доктора по профессии. Этот человек, поначалу показавшийся слишком серьезным, в конце встречи совсем по-дружески улыбался нам и любезно проводил до трапа. Во время экскурсии военврач признался, что подопечные ему моряки, как обычные люди, чаще всего страдают простудными заболеваниями и профессиональной болезнью суставов ног – дают о себе знать специфические особенности покрытия пола на судне.

Мы прошли с ним 138-метровый фрегат от кормы с боевым вертолетом, на котором летают молоденькие девушки- вертолетчицы (их на корабле 6), до его носа, где находится шахта. Майк уверял, что ракетной установки в ней сейчас нет – проверить мы не решились. На носу видели торпедные установки в новеньких корпусах. Всего их 16. Еще по борту 10 пулеметов, 76-мм пушка Мк-75, поражающая надводные и воздушные цели, противокорабельные ракеты типа Hapoon, противовоздушные ракеты SM-1MR, радарная установка. Среди однообразия серой краски, в которую на судне окрашены все поверхности, “золотым” слитком поблескивала рында – корабельный колокол.

Мы побывали в машинном отделении, на капитанском мостике, где установлено несколько радаров, в нержавеющем камбузе, в специальном помещении, где сосредоточено аварийное оборудование и спецкостюмы на случай чрезвычайных ситуаций на судне. Кстати, здесь из-за выглядывающей ржавчины деталей более явно заметен возраст фрегата. На самой высокой палубе установлены антенны, главный радар, пулеметы. Вес корабельного якоря – 6 тыс. фунтов. Водоизмещение – 4,1 тонн, скорость 54 км/ч.

Весь фрегат по американским традициям пронизан элементами, взывающими к патриотизму, поднятию боевого духа моряков, ответственности за несение службы. На стендах в столовой представлен боевой путь вице-адмирала Дж.Генри Дойла.

В офицерской комнате отдыха под стеклом его боевые награды и фотографии. Адмирал отличился во время Корейской войны.

Увлекшись экскурсией, я и не заметила, как она подошла к концу. В заключение спросила у детей, понравилась ли им экскурсия? Все отвечали примерно одинаково – “да, понравилась”, “да, было интересно”, “да, нас вкусно накормили”. И вдруг от озорного вида мальчишки слышу: “А мне не очень понравилось!” – “Почему?” – “Пострелять из пулемета не разрешили. Уж я бы пострелял!” Ох уж эти дети!

P.S. Сегодня мало кто знает, что 80 лет назад Латвийская Республика располагала одним из самых сильных флотов на Балтике. В то время как Литва вообще флота не имела, а у Эстонии на вооружении были лишь дореволюционные суда, Латвия приобретала самое современное морское вооружение.

В 1926 году во французском Нанте для латвийского военного морского флота построили подводные лодки “Ронис” и “Спидола”. За немалые деньги в той же Франции удалось закупить и надводные корабли – минные заградители. Любопытно, что Латвийский МИД в 20-е годы прошлого века настойчиво просил французов передать их стране российские военные корабли, экипажи которых в 1917-м, не признав власти Советов, ушли во французский порт.

В Париже недоумевали, почему Латвия как часть бывшей Российской империи царских долгов не признает, но царское имущество просит. Ни одного бывшего российского корабля Франция Латвии так и не передала.

Что касается дня сегодняшнего, то разрекламированная Министерством обороны программа строительства военно-морского флота отечественными предприятиями оказалась блефом. В 2007 году военное ведомство заключило контракт с А/О Rīgas kuģu būvētava на проект по строительству 5 патрульных кораблей стоимостью в 38,8 млн. латов. Первый из них должен сойти на воду в 2010 году, последний – в 2012. Однако позднее оказалось, что корабли не станут на 100% латвийскими.

В декабре 2010-го первый из пяти патрульных катеров (заказ Латвийской береговой охраны) будет спущен на воду на судоверфи Abeking&Rasmussen, под Бременом. Этой компанией разработан и проект корабля. Abeking&Rasmussen – контрагент, Rиgas kuгu – генподрядчик. Часть катеров при сотрудничестве с Рижской судоверфью пойдет для Германии, часть для Латвии, причем какая именно часть – коммерческая тайна.

Сегодня на вооружении в Латвии состоят 2 штабных корабля, 4 патрульных катера, 5 минных тральщиков, 5 катеров береговой охраны и 2 судна обеспечения. Техническое состояние практически всех латвийских кораблей оценивается как неудовлетворительное. Большинство эксплуатируется более 40 лет. На их фоне американский фрегат выглядит вполне боеспособно. Да и шила в мешке не утаишь – до того как прибыть к нам, корабль USS Doyle (FFG-39) с 6 по 16 октября принимал участие в крупнейших учениях в Европе – Joint Warrior 082.

Жанна ЧАЙКИНА

30.10.2008 , 16:48

"Сейчас"


Написать комментарий