Заложники своей собственности

Так можно назвать практически всех жителей нашего города, не имеющих возможности подключиться к альтернативному отоплению. Наконец-то нашлось хоть что-то, в чем Даугавпилс оставил далеко позади другие города Латвии, в том числе и столицу, - это счета за отопление. И надо отметить, что нынешние суммы в счетах - не предел, ведь в декабре еще не была применена новая ставка налога на добавленную стоимость.

Кто же виноват в том, что нам приходят столь высокие счета? Как нам объсняют, хоть счет и предоставляют “Тепловые сети”, они тут ни при чем – они только рассчитали цифру, а показания предоставило ПЖКХ. Но и ПЖКХ, оказывается, ни при чем – они только сняли показания. А вот проанализировать ситуацию некому, кроме самих потребителей, которым не отказано лишь в одном праве – рассмотреть счет и быстро его оплатить.

Сейчас люди в массовом порядке ринулись устанавливать новые теплоузлы – ведь это, как нам всем объяснили, единственный выход из положения. Установили – и что же получается? Вроде бы, раз теплоузел автоматический, он должен саморегулироваться в зависимости от температуры воздуха на улице. Ан нет!

Мы – живущие в доме с таким новым теплоузлом – со страхом щупаем батареи и смотрим на градусник в квартире: на улице температура плюсовая, а батареи греют все сильнее и сильнее. И при всем при том мы еще должны выплачивать стоимость этого драгоценного прибора. Платит город и по кредиту, взятому на замену труб, а потери тепла, судя по счетам, не меньше, а все больше и больше.

В качестве примера треволнений, которые приходится переживать простым потребителям, рассмотрим дом № 68 по улице Михоэлса. Этому дому особенно не повезло – он занимает второе место в городе по суммам оплаты тепла: в ноябре – более чем 1 лат 70 сантимов за квадратный метр, в декабре – более чем 2 лата 20 сантимов за 1 кв. метр. Нам говорят, дом “проблемный”. Но в чем его проблема?

Это “сталинка” – теплоустойчивая постройка, стеклопакеты и двойные двери в подъезд, которые всегда закрыты. А проблема-то заключается в том, что весь первый этаж занят юридическими лицами. Как нам удалось выяснить в “Теплосетях”, магазин одежды и проектное бюро платят за тепло на тех же основаниях, что и мы, жильцы. А вот для “SEB banka” и кафе “Antaris” сделано исключение, и в этом-то и кроется проблема номер один.

Эти организации арендуют помещения в нашем доме у их владельца – фирмы “Nidl”, и соответственно, ей и платят за аренду. Как известно, SIA “Nidl” принадлежит господину Драбе. У этой организации якобы свой узел теплоподачи, но расположен он в нашем подвале, и как идут трубы, никому не понятно. Весьма любопытно, что счетчик, как нам объяснили, уже давно снят на поверку (если он когда-то вообще крутился), так что доказать что-либо теперь сложно, ведь это частная собственность, показания счетчика снимает работник “Nidl”, и он же собщает их в “Тепловые сети”. Интересно и то, что как только началась вся эта заваруха, счетчик моментально поменяли и нам – и концы в воду. А фирма, которая меняла счетчик и производит другие работы в доме, получила указания: с жителями – ни слова.
Точно так же и не удалось выяснить, сколько же платят за тепло вышеупомянутые кафе и банк. Один из работников “Теплосетей” назвал нам цифру 60 сантимов за 1 квадратный метр. Получается, что все потери тепла до того, как оно поступило в дом, и в самом доме, оплачиваются за счет жильцов, среди которых большинство – пенсионеры, а кафе с банком если и имеют проблемы, то только в том, что у них слишком жарко – даже двери на улицу часто открывают. В то время как жильцы боятся ненадолго приоткрыть окно, чтобы проветрить квартиру: потребление увеличится.

Понятно, что такую ситуацию нормальной не назовешь. Жители дома ведут борьбу уже с октября. Но одна организация самоуправления отсылает нас к другой (в документах смежной организации разобраться не могут – позор!). Зато жители уже успели изучить все, что можно.

Оно и понятно – деньги-то наши, а не их. Но тогда зачем мы платим за обслуживание их аппарата? И если от услуг ПЖКХ теоретически еще можно отказаться, то от “Теплосетей” уйти сложнее – монополист. Отметим и то, что договор у нас заключен с ПЖКХ – давным-давно, причем бессрочный. ПЖКХ и “Теплосети” имеют договор между собой. А вот потребитель договора с “Теплосетями” не имеет, хотя их связывают финансовые отношения (счет-оплата). ПЖКХ и “Теплосети” – две разные организации, каждая из которых имеет свой регистрационный номер и ведет свою хозяйственную деятельность. Так что получается явная неувязка с договорами. Странно и то, почему нам утверждают, что нет технической документации.

Ведь для того, чтобы взять деньги на установку теплоузла, нужно было показать, как идут тепло и вода. Когда был принят новый теплоузел SIA “Nidl”, и где акт приемки?

Совместная собственность с хозяевами города – это страшно. Правды не добиться. Мы – жильцы и такие же собственники, совершенно бесправны, даже документацию запросить не можем без вмешательства адвоката. А одна из работников ПЖКХ на наши возмущения и вовсе сказала, что нам дешевле было бы жить на Шаура. Вот такое отношение к людям. Однако дело не закончено, и следующим шагом жильцов станет обращение в суд, на что законодательство нашей страны дает нам полное право.

Нам постоянно твердят, что наше государство правовое и демократическое. Но когда попадаешь в ситуацию, подобную описанной выше, понимаешь и чувствуешь на себе – насколько мы бесправны, особенно если решение наших вопросов зависит от предприятий самоуправления. Работников этих предприятий понять можно – люди просто выполняют указания свыше, да и как иначе, ведь другую работу в наши дни найти сложно. Но вот кто поймет и тем более – оправдает руководство города, которое дает подобные указания?

Инара КОВАЛЕНОК.

20.01.2009 , 13:39

"Миллион"


Написать комментарий