«Взыскать с прокуроров 400 000 латов

Некоторые журналисты называют уголовное дело против вентспилсского мэра "процессом двух веков", потому что его расследование началось еще в прошлом столетии и велось более 10 лет. Конца ему не видно. Обе стороны настроены решительно. Для Генеральной прокуратуры дело Лембергса в течение по меньшей мере последних семи лет было одним из приоритетов ее деятельности.

Вчера при большом стечении народа и представителей прессы начался процесс века

Цветы для подсудимого

Вчера утром возле здания суда на улице Абренес было оживленно. Неиссякающий поток посетителей, многие из которых держат в руках цветы, не сворачивая, направлялся на третий этаж.

- Из Вентспилса? – интересуюсь я.

- Да. Пришлось в пять утра встать, чтобы успеть к началу. Хотим его поддержать, чтобы рижские господа ( употреблялись словечки и покрепче. – Прим. авт. ) не натворили бед.

- Цветы ему несем, чтобы чувствовал, что он не один.

Расположившись возле дверей, сторонники Айварса Лембергса образовали плотную толпу, которая вела разговоры примерно следующего содержания: “Разворовали страну!”, “Единственного нормального хозяина хотят за решетку упрятать”, “Завидно, что у нас такой мэр”.

Тут появляется подсудимый Айварс Лембергс и тут же оказывается в кольце поклонников. “Здоровья вам!”, “Держитесь”, “Мы с вами”, – слышатся голоса.

Лембергс, бодрый и улыбчивый, как всегда, здоровается за руку с пожилой женщиной, с другой, третьей, принимает цветы, у кого-то интересуется здоровьем. Щелкают объективы, мерцают вспышки…

- Пропустите в зал журналистов, пусть правду напишут, – хлопочет за нас одна из вентспилчанок. Толпа расступается, мы проходим.

Потерпевших Валентина Кокалиса и Владимира Крастиньша публика встречает недоброжелательными криками.

“Прокуроры необъективны”

Судебное заседание Рижского окружного суда под председательством Бориса Геймана началось с того, что было решено удалить из зала теле- и фотожурналистов. За это высказались прокуроры и потерпевшие. Обвиняемые были не против гласности.

- Я политик, за меня люди голосовали, и я за то, чтобы у них была наиболее полная картина происходящего, – заявил Айварс Лембергс.

На вопрос, понятны ли подсудимым их права, Лембергс ответил:

- Да, и я постараюсь ими воспользоваться в полной мере.

Как и предполагал “Час”, Айварс Лембергс заявил отвод трем из четырех прокуроров, поддерживающих обвинение. По его мнению, прокуроры Юрис Юрисс, Илга Паэгле и Янис Илстерс грубо нарушили целый ряд латвийских законов, а также права человека, выдав потерпевшим материалы дела. А в них содержались сведения, которые к делу не относятся, но нарушают неприкосновенность личной жизни.

Так, эпизоды, по которым предъявлено обвинение, относятся к 1993- 1995 годам, а медицинская справка, попавшая в руки потерпевших, характеризует здоровье обвиняемого во время содержания в тюрьме Матиса.

Более того, материалы дела выдаются потерпевшим по их запросу. Однако в деле такого рода запросы не содержатся. То есть прокуроры, информируя потерпевших, проявили инициативу.

- Ими руководили личная неприязнь, стремление унизить меня и поглумиться надо мной, – заявил Лембергс.

Настаивая на заказном характере процесса, мэр Вентспилса также считает, что прокуроры придерживаются отличных от его политических взглядов.

Он также уверен в том, что не было никакой необходимости для дела предавать гласности подслушанный KNAB его разговор с телемагнатом Андрейсом Экисом, в котором шла речь о возможности организовать выступление Лембергса в прямом эфире.

Лембергс напомнил и о нашумевшем деле о своих “стипендиатах”. Списки людей, которые якобы находятся у него на жалованье, тоже стали достоянием гласности по воле прокуроров.

- Сначала бумаги, не имеющие никакого отношения ко мне, попали к потерпевшим, а затем Айнарс Гулбис передал их, как пишет сама газета “Диена”, в редакцию, – заявил Лембергс.

Такие действия говорят о предвзятости обвинения, подвел итог Лембергс. И сделал сенсационное заявление.

Плата за ущерб

Поскольку вокруг ставших достоянием гласности документов дела разгорелись скандалы, их обсуждали тысячи людей, это нанесло упомянутым в этих бумагах людям моральный ущерб.

И Айварс Лембергс 13 февраля подал исковое заявление в суд с целью взыскать с трех прокуроров и предпринимателя Айнарса Гулбиса 400 000 латов компенсации (со всех вместе).

Эта новость стала поводом для бурной юридической дискуссии. Прокуроры и представители потерпевших были категорически против отвода обвинителей, опираясь на 4-ю часть 55-й статьи Уголовного закона, согласно которой отвод прокурора не должен быть основан на его действиях в рамках рассматриваемого дела.

Однако адвокаты обвиняемого напирали на то, что в данном случае нужно ссылаться не на 55-ю статью, а брать в расчет то, что после того как Лембергс подал иск на взыскание с каждого из прокуроров почти по сто тысяч латов компенсации, у них появился личный мотив желать его осуждения. А значит, налицо конфликт интересов, что мешает объективности обвинения.

Суд, выслушав всех, удалился на совещание, объявив перерыв на два часа. После перерыва было объявлено, что для отвода прокурора нет оснований.

Затем суд перешел к рассмотрению прошений Ансиса Сормулиса, который просил изменить ему меру пресечения, а также предоставить в его распоряжение ряд материалов дела.

Тут тоже не обошлось без споров. Прокурор Юрис Юрисс предложил рассматривать все прошения подряд, давая время обвинителям ознакомиться с ними и объединяя аналогичные просьбы. Цель “рационализации” – сэкономить время и предотвратить хаос.

Однако эта попытка “поставить дело на конвейер”, как выразился Айварс Лембергс, не удалась.

- Нужно, чтобы дело было рассмотрено основательно, без спешки, но и без проволочек, – подчеркнул Айварс Лембергс. – А что касается экономии времени, то с этой точки зрения адвокаты вообще задерживают процесс.

И напомнил о том печально известном историческом периоде, когда, обходясь без защитников, судебные решения выносились в течение 15 минут.

Рассмотрение дела по существу вчера так и не началось. Слушания будут продолжены в четверг.

Цифры

Рекорды дела Лембергса:

в деле 143 тома,

его готовили 16 прокуроров, 10 сотрудников KNAB, SAB,

по делу проходит 80 свидетелей.

Справка

Подсудимые: Айварс Лембергс, Анрийс Лембергс, Ансис Сормулис.

Обвинение: по 13 статьям Криминального закона.

Потерпевшие: четверо, им нанесен ущерб: Айнарсу Гулбису – 30 920 латов, Владимиру Крастиньшу – 25 600 латов, Валентину Кокалису – 305 латов, ООО Man-Tess (Юлий Круминьш) – 75 000 латов.


Написать комментарий