Размышления дилетанта

Я не стесняюсь признаться, что плохо разбираюсь в хитросплетениях современной экономики. А кто в ней хорошо разбирается? Покажите мне этого человека! Если такие люди есть, то как же они, компетентные, проглядели мировой кризис? Ничего, кроме растерянного бормотания, от сильных мира сего мы не слышим…

Самое понятное для меня, дилетанта, объяснение кризиса такое: американские банки стали швырять направо и налево дешевые ипотечные кредиты, и втянули весь финансовый мир в эту халяву. Среди получателей кредитов оказались самые бедные и самые безалаберные, музыкально-ориентированные (чту политкорректность) жители США. Предпочитающие курить марихуану и танцевать рэп, а не работать в поте лица, чтобы вовремя расплатиться по кредитам.

Словом, дядя Том решил не платить за свою хижину, и вся мировая экономика, построенная на кредитных цепочках, посыпалась как карточный домик. Дяде Тому — почет! Если бы не его пофигизм, цивилизованный мир так и продолжал бы жить в иллюзии, что все “зашибись”.

Ну да, я утрирую. Конечно, кризис вызван комплексом причин, о каждой из которых будет написана не одна тысяча научных статей. Но уже, кажется, для всех очевидно, что главная беда современной экономики — это “математика, оторвавшаяся от физики”. Причем не только от физики производства, о чем сейчас пишут многие, но и от “физики” человека. Как математические величины, среднестатистический европейский получатель кредитов и дядя Том, допустим, равны друг другу. Но с точки зрения социологии и психологии — еще как не равны! Современная финансовая система, построенная на слепом доверии к цифрам, игнорировала этот факт.

Если та или иная система (политическая, экономическая и т. п.) доказала свою несостоятельность, то ее надо менять. Нам же предлагают ее спасать. Каждый день я слышу, как какое-нибудь официальное латвийское лицо повторяет трагическим голосом: “Надо спасать банки! Надо помочь банкам! Банки — это наше все!”

Но ведь банки и есть основные, узловые элементы той системы, которая пришла в негодность. Последние десятилетия банки все меньше становились заинтересованными партнерами производителя и все больше превращались в то, с чего начинали в средние века, — в примитивные ломбарды и хищные ростовщические конторы. Неважно, что там получится или не получится у заемщика, важно, чтобы залог был, который можно захапать в случае невозврата кредита.

За свою жизнь я не взял ни одного кредита в банке, поэтому некоторые, возможно общеизвестные, факты являются для меня открытием. Оказывается, в большинстве договоров банков с физическими лицами есть такой пункт: в случае падения рыночной стоимости залога больше чем на 25% банк может потребовать дополнительный (!) залог или клиент должен погасить разницу. Практика же такова, что клиент, конечно, выполнить этих людоедских условий не может, и банк “входит в положение” — поднимает процент по кредиту.

Когда узнаешь такое, как-то сразу ближе и понятнее становится студент Раскольников, зарубивший старуху-процентщицу. Банки, все эти т. н. финансовые игроки, несут прямую ответственность за искусственное взвинчивание цен на недвижимость, которая, как правило, и служила залогом. Но риск за свои азартные финансовые игры они переложили на заемщиков.

Чем это отличается от известной тюремной “разводки”, когда новичку щедро и назойливо дают в долг с одной лишь целью — потом обобрать до нитки? Ничем не отличается.

Банки надо не спасать, а прижать. Законодательно ограничить их аппетиты. А банкротам надо дать обанкротиться, а не бросать им спасательный круг.

Владимир Линдерман

26.02.2009 , 10:20

"Динабург Вести"


Написать комментарий