Что отмечает и каких «героев» чествует ЛАТВИЯ 16 марта? 4

Латышская молодежь уже твердо усвоила, что легионеры — это борцы за свободу своей родины и потому, безусловно, они — герои. Но ребятам не принято рассказывать о том, что герои эти боролись с мирным населением на территории чужих стран. Латышских карателей и эсэсовцев до сих пор вспоминают соседние страны — Польша и Белоруссия. Вспоминают с ужасом.

Польские “подвиги”

В самом начале февраля в польской деревушке Подгае, что в тысяче километров от Риги, прошли памятные мероприятия. Поминали не латышских эсэсовцев — их жертв. Здесь 64 года назад, в феврале 1945–го, легионеры 15–й латышской дивизии Waffen SS сожгли живьем 32 солдата польской дивизии им. Тадеуша Костюшко. Которые как раз и сражались на своей земле с фашистскими оккупантами за независимость своей родины.

Почтить погибших съехалось много народу, в том числе латвийские антифашисты. Присутствовали, естественно и польские ветераны. У них, объясняли латвийским гостям, четкое понимание гитлеровцев. Каким оно было еще в ту войну, таким и осталось — Польша тогда не выставила Гитлеру в помощь ни одного боевого отряда. Те поляки, которых фашисты забирали силком на службу, имели шанс полностью восстановить доброе имя, перейдя на сторону своих в бою. Кто не захотел использовать этот шанс — по сей день остается для поляков по ту сторону. Потому сегодня они не видят разницы между латышскими фашистами и немецкими. Все для них — гитлеровские оккупанты.

Но до сих пор удивляются тогдашней латышской свирепости. Казалось бы, идет война, нет ни лишнего времени, ни сил — уничтожил неприятеля, побежал дальше. Но нет, нашли время, чтобы погубить мученической смертью тех польских парней. Да и не только их — недаром после войны трое латышских эсэсовцев разыскивались международным сообществом как военные преступники, но так и не были найдены…

Не пощадили и соседей

Спустя три недели, в конце февраля, о жертвах войны вспоминала и Белоруссия. Восемь (!) латышских карательных батальонов зимой 1943–го участвовали в карательной акции “Зимнее волшебство” на территории Беларуси. Уничтожили 158 (!) белорусских деревень и город Освея. Мирное население истребляли поголовно — людьми разминировали минные поля, мужчин расстреливали, детей до 12 лет — топили, старше 12 лет отправляли в Саласпилсский концлагерь на опыты, женщин и молодежь сортировали по концлагерям, старых и больных сжигали…

Одним из активнейших участников того “волшебства” был небезызвестный Вольдемар ВАЙСС, кости которого Латвия теперь бережно хранит в Пантеоне героев на Братском кладбище и по праздникам демонстративно выставляет у них почетный караул.

Чем же провинились белорусы? Летом 42–го на территории Освейского района сформировалась активная партизанская зона, там была и тыловая база латышских партизан (кстати, командир бригады латышских партизан Вилис САМСОНС недавно описал те события в сборнике мемуаров “Антинацистские партизаны в Латвии”). В итоге немецкие оккупанты были вытеснены с территории — естественно, при активной поддержке местных жителей. Насмотревшись на фашистские зверства, белорусы не питали иллюзий относительно коричневого будущего.

Им в отместку гитлеровцы и прислали своих верных пособников. Прислали специально зимой, чтобы люди не смогли укрыться в родных лесах. Каратели “трудились” целый месяц, оставив после себя 40–километровый шлейф выжженной земли. В одной только деревне Росица, что в 5 километрах от латвийской границы, за 5 дней были сожжены свыше 1,5 тысяч человек. Из 41 батальона латышских карателей в освейских событиях участвовали 8, в том числе команда АРАЙСА.

Помимо латышей в той акции участвовали по батальону эстонских и украинских карателей и части славянских полицаев. Последние, впечатлившись немыслимыми зверствами в отношении мирного населения, позже перешли в ряды Красной армии. Несколько очевидцев тех страшных событий, которым удалось выжить лишь чудом, рассказывают, что латышских карателей не любили даже сами немцы, хоть и платили им повышенное содержание “за старания”. Не любили за воровство и мародерство. Грабили латышские “патриоты” белорусские деревни с таким размахом, что даже избы разбирали и перевозили к себе, в Латвию…

Стараниями этих фашистских прихвостней в деревне Росица, например, уцелело лишь одно здание — католический костел. Его священники, двое ксендзов — Антоний ЛЯШЕВИЧ и Юрий КАШИРО, добровольно приняли мученическую смерть. До последнего они поддерживали свою паству и разделили ее участь, когда в деревенском коровнике сожгли 600 человек. После войны Святой Престол канонизировал священников, и с тех пор католическая церковь ежегодно проводит памятные мероприятия, на которые съезжаются католики, родные жертв. В этом году мероприятие посетили и латвийские антифашисты.

“Лучше бы каялись…”

Председатель Латвийского антифашистского комитета Эдуард ГОНЧАРОВ рассказывает, что размах освейской трагедии таков, что после войны не смогли найти одно–единственное место для установки мемориала. Массовые захоронения там повсюду, вся земля полита кровью, по всему району до сих пор стоят кресты на месте сожженных деревень. Многие из них восстанавливать было просто некому.

Поэтому неудивительно, что пересматривать свое отношение к тем событиям белорусы не желают. Хотя предложения такие были — несколько лет назад являлась делегация бывших фашистов, благополучно доживших до наших дней, с предложением увековечить память погибших в той акции карателей, уничтоженных партизанами. На что католики ответили категорическим отказом. Посчитав кощунственной саму идею — поставить мемориал палачам на земле, политой кровью их жертв (такой бы мудрости властям Саласпилса!).

— С учетом всего пережитого, белорусам латвийские торжества в День легионера понять очень сложно, — говорит Эдуард Гончаров. — И особенно удивляет торжественная служба палачей в лютеранском соборе. Как будто бы преступления, совершенные на чужих землях — в Белоруссии, Польше, на Украине, в России, таковыми не являются. Вместо того, чтобы важно шествовать по латвийской столице, ехали бы на места своих преступлений и тихо каялись. Может, Бог их и услышит…

“Герой” Латвии Вольдемар Вайсс избежал наказания. Он погиб на фронте в 44–м, его полк стал носить его имя. А место Вайсса занял другой крупный каратель — Карлис ЛОБЕ. Он начинал карьеру с того, что служил адьютантом у Льва ТРОЦКОГО, затем перешел на службу в Латвийскую армию. Перед немцами отличился тем, что сразу по их приходу, в 41–м, устроил в Вентспилсе зачистку евреев, после неоднократно участвовал в карательных акциях… После войны благополучно дожил до глубокой старости в Стокгольме.

И таких “патриотов” множество. Кто–то до сих пор доживает свой век в Европе, в Америке и Австралии. Да и в Латвии их хватает. А их потомки перекраивают теперь историю на легионерский лад…

В преддверии дня легионера, 15 марта в 14 часов, в Центре международной торговли на Элизабетес, 2 Латвийский антифашистский комитет и Латвийский комитет по правам человека проводят международную конференцию “Будущее без нацизма!”. Участвовать в ней будут историки и политологи из Финляндии, России, Польши, Белоруссии, Эстонии и Латвии. Приглашаются все заинтересованные лица, вход свободный…

только факты

Мир — против, ЛАТВИЯ — за

  • Ветераны бельгийского движения Сопротивления потребовали запретить намеченный на 16 марта в Риге марш бывших легионеров, призвав МИД Бельгии направить соответствующее обращение к властям Латвии. Финские антифашисты, гостившие недавно в Риге, также против.
  • Одно из последних решений уходящего правительства — выделить (из наших с вами налогов!) 32 900 латов Латвийскому объединению национальных партизан (“лесным братьям”), 29 960 — Латвийскому обществу национальных солдат, еще 3 700 — для обустройства “парка боя при Море”, где 19–я дивизия Waffen SS 4 дня пыталась сдержать наступление Красной Армии…

Автор: Елена Слюсарева


Написать комментарий

Фашизм принят мировым сообществом, как антинародная, нечеловеческая политика - химера. Латыши бросаются из крайности в крайность, то поддерживали большевиков, то фашистов, а сейчас надо стремиться просто сделать выводы и дать жить спокойно своему народу. Хватит дурачить головы людям, думать надо о живых!!!

11: Фашизм принят мировым сообществом, как антинародная, нечеловеческая политика - химера. Латыши бросаются из крайности в крайность, то поддерживали большевиков, то фашистов, а сейчас надо стремиться просто сделать выводы и дать жить спокойно своему народу. Хватит дурачить головы людям, думать надо о живых!!!

nu tak dumaj o tex kto je64o zhivi, eto bilo voina, te kto po6lji v ss uzhe postradalji ot krasnoarmeicav, kotoriji im otobrolji vsjo, sktajit russkiji uzhe poslje voini iz Latviji vislalji 60000 ljudei v sibir??? pa4emu ti etot fakt nesudi6???? tipa eto ne genocid??? tak 4to zhe togda eto???

PizzaMAN: 11:nu tak dumaj o tex kto je64o zhivi, eto bilo voina, te kto po6lji v ss uzhe postradalji ot krasnoarmeicav, kotoriji im otobrolji vsjo, sktajit russkiji uzhe poslje voini iz Latviji vislalji 60000 ljudei v sibir??? pa4emu ti etot fakt nesudi6???? tipa eto ne genocid??? tak 4to zhe togda eto???

Это не геноцид. Увозили на вольное поселение - раз, никакой речи об уничтожении народа не велось - два, цифирь ты увеличил в раза полтора - три, подавляющая часть высланных была виновата перед советской властью и отвечала по законам социалистического государства (что с семьями отправляли пусть спасибо скажут, не разлучали)- это четыре, а в пятом пункте посмею заметить, что не доработал тов. Сталин, к сожалению. Мало вас били, надо еще! Наказывать, наказывать и наказывать! За глупость, за жестокость, за местечковый национальный эгоизм, за мелкую мещанскую душу, кредо которой "моя хата с краю" и за тьму, которой вы служите...

В моей деревушке памятник стоит сожженным детям, женщинам и старикам, около 50 фамилий. Когда друзья из ЕС приезжают, обязательно их вожу и показываю, они смотрят возраст и в шоке от зверств этих карателей. Там это в школах не преподают.
Очень жаль, что со всякими бандеровцами и нацистскими прихвостнями советская власть поступила гуманно. Нужно было просто вешать поголовно, а не переселять, сейчас избежала бы проблем и Прибалтика и Украина.

Написать комментарий