Райта Карните: «Девальвация не волшебная палочка!»

Возможные последствия девальвации лата в интервью "Часу" прокомментировала экономист Райта Карните.

- Президент Банка Латвии Илмарс Римшевич неоднократно заявлял, что девальвация – это не лекарство, а яд. Но МВФ не возражает против того, чтобы мы этот яд выпили. Что же это получается? МВФ хочет нас “отравить” или мы преувеличиваем “ядовитость” девальвации?

- Девальвация лата по-разному повлияет на разные группы людей и разные процессы. Если девальвация будет проведена, то значение будет иметь и то, в какой мере будет девальвирован лат по отношению к валютам других стран и евро в том числе. Но в любом случае предприниматели, которые занимаются экспортом, от девальвации выиграют, потому что за каждый полученный евро они получат больше латов. А вот те, кто ввозят в Латвию товары – в том числе и потребительские! – проиграют, поскольку за каждый евро они должны будут платить больше латов. Это означает, что вырастут цены. И покупательная способность людей, доходы которых урезаны уже сейчас, станет еще хуже. Плохо придется тем, у кого есть кредиты. Большая часть кредитов взята в евро, а это значит, что ежемесячные платежи станут больше, ведь вырастет стоимость каждого евро. Нелегко будет и тем, у кого нет кредитных обязательств – товары станут дороже, ведь Латвия мало что производит сама, большая часть продукции ввозится. Так что даже если у людей нет кредитных обязательств, а есть накопления, их накопления станут более дешевыми по отношению к евро. Конечно, предприниматели кричат, что латвийская продукция очень дорога, что лат переоценен… Но у нас не так уж много продукции, которую можно экспортировать. Это видно из баланса экспорта и импорта.

Девальвация национальной валюты была бы целесообразна, если бы в странах, с которыми Латвию связывают самые прочные связи, происходила девальвация национальных валют. В этом случае соотношение валют не изменится. Если же в соседних странах девальвация происходит, а у нас – нет, то лат становится слишком дорогим. Но наш главный партнер – еврозона. А евро не изменился.

- Но если у девальвации лата столько минусов, то почему МВФ против этого не возражает…

- Зарубежные банки в Латвии попали впросак, а международный бизнес остается весьма сплоченным, и его не слишком волнует наша маленькая Латвия… Опыт многих стран доказал, что девальвация дает краткосрочный эффект. Но только краткосрочный. Венгрия, к примеру, время от времени девальвирует свою национальную валюту. Как только у нее возникают какие-то трудности, валюта тут же девальвируется… И что венгры приобрели? Сегодня Венгрия, также как Латвия и Исландия, является третьей самой проблемной страной из всех государств Евросоюза.Так что сама себе девальвация не волшебная палочка. Но скандинавские банки, конечно же, заинтересованы в том, чтобы девальвировать лат.

- А у вас не создается впечатление, что общественное мнение постепенно, но упорно готовят к девальвации лата?

- Не только общественное мнение, но и предпринимателей. Ведь девальвация сама по себе – это еще и хороший бизнес… У нас же речь идет не о фактической, а – если так можно сказать – юридической девальвации. Банк Латвии просто объявляет, что с такого-то числа курс лата является таким-то. У меня есть ощущение – именно ощущение, потому что источников информации у меня нет! – что если МВФ и Евросоюз согласятся на девальвацию лата, то, может быть, они готовятся к более быстрому введению в Латвии евро. Ведь и введение евро это по сути девальвация лата, и чтобы не говорить, что интеграция в ЕС снова привела к негативным последствиям – девальвации, это слово замалчивают и говорят о присоединении к еврозоне.


Написать комментарий