«Евроденьги на содержание дорог не выделяются» 3

Путепровод, Крепость, развитие водоснабжения в Даугавпилсе – это, пожалуй, три кита использования европейских денег в нашем городе в последнее время, помимо которых есть еще масса проектов – менее затратных, но не менее значимых и знаковых для Даугавпилса.

Поговорить о том, почему осуществляются эти проекты и насколько это просто, мы решили с вице-мэром нашего города Янисом Лачплесисом.

– В городе иногда появляются призывы отдельных политических деятелей перевести деньги, которые используются на реализацию какого-то конкретного проекта, на другую программу. Отчего возникают такие “мудрые” советы?

– Причиной этого является незнание или непонимание того, как вообще выделяются и на каких условиях осваиваются деньги из структурных фондов.

– Чаще всего городской администрации “настойчиво рекомендуют” направить евроденьги на реконструкцию тепловых станций и ремонт дорог…

– Что касается текущего ремонта дорог, то программы европейских фондов, в рамках которой можно было бы получить средства на такие виды работ, вообще не существует. Не выделяются европейские деньги на содержание дорог!

– А на модернизацию ТЭЦ?

– Что касается реконструкций котельных, установки когенерационного оборудования и прочих мер, призванных оптимизировать производство тепла в городе, то на весь период с 2007 по 2013 год только в апреле этого года запущено всего две программы. Каждая из них имеет определенные условия участия, цели для использования денег и лимиты сумм, которые возможно получить. Максимальная сумма по той программе, в рамках которой мы надеемся модернизировать ТЭЦ-3 и перевести ее на щепу, – это 3 млн евро.

– Но необходимо ведь в два раза больше – около 7 млн?

– Это общая стоимость проекта. Но какой бы она ни была, мы можем претендовать только на 3 млн из европейских фондов, оставшиеся 4 млн должны привлечь из других источников.

– А как происходит формирование этих программ?

– Сначала составляется национальный план, в нем определяются приоритеты развития. Потом идет программирование документов и утверждение их Брюсселем по направлениям деятельности, а затем уже уточнение на стадии правил Кабинета министров: расписывается, какие критерии, какие условия, какие возможности, суммы, сроки… И только тогда можно подавать свой проект. Поэтому авторы идеи о том, чтобы деньги, выделенные на путепровод, направить на ремонт дорог, либо не имеют представления о том, что такое структурные фонды, либо умышленно вводят горожан в заблуждение. Думаю, что в данном случае это просто незнание того, о чем они говорят.

– Критерии участия в программе по модернизации ТЭЦ-3 подразумевают повышение КПД котлов. А у нас они газовые – с заведомо большим КПД, чем работающие на щепе. Руководитель предприятия теплосетей Эдгар Даугелис направлял письма в Министерство экономики с просьбой убрать дискриминирующее условие. Так может, соответствующие изменения в условия участия в этой программе уже внесены?

– К сожалению, пока все осталось так, как есть. Но у нас имеется небольшой резерв с учетом того, что котлы, установленные в котельной ЗХВ, имеют очень большую мощность. Сейчас они не работают в оптимальном режиме, так что фактически их КПД ниже, чем по паспортным данным. И, основываясь на фактическом режиме работы котлов, мы будем пробовать участвовать в этой программе. Но, конечно, эти нормы в условиях программы о КПД котлов сильно снижают конкурентоспособность нашего проекта.

– А депутаты Городской думы каким-то образом могут повлиять на распределение европейских денег?

– Самоуправление может участвовать в формировании этих программ через политическое лобби – своих однопартийцев, работников министерств, в силах которых активизировать ту или иную программу и “двигать” ее. Это требует немалых усилий, знаний и опыта. На 2009 год, правда, уже можно мало чего добиться – разработка новых программ свернута. Однако здесь немного помогает кризис, так как происходит перераспределение средств из одной программы в другую на государственном уровне. Поэтому некоторые существующие программы могут быть дополнены. В этом и состоит наша задача – при помощи правительства расширить те программы, которые актуальны для Даугавпилса.

– Существует мнение, что проекты, которые сегодня реализует городская власть, инициированы не ею. Разные деятели приписывают себе неоценимый вклад, например, в развитие водоснабжения. Проект путепровода причисляют к пережиткам советского прошлого. Можно ли, по-вашему, как-то разделить вклад предыдущих городских администраций и нынешней команды в реализацию таких проектов?

– Конечно, работа над большими проектами по развитию инфраструктуры ведется годами, а порой и десятилетиями. И вопрос не в том, кто и когда задумал эти проекты. Насколько мне известно, план электрификации России, например, был составлен еще при Николае II, а реализовали его большевики. И что? Они должны были не проводить электричество по политическим соображениям? Если говорить о нашем путепроводе, то его проектирование было начато еще в конце 1980-х годов. Я сам имел честь принимать участие в начале строительства. Но завершить его тогда не удалось. А сегодня, решая транспортные вопросы, не использовать наработки того времени было бы просто глупо. По аналогии, если бы мы сегодня вернулись к строительству Даугавпилсской ГЭС, то, на мой взгляд, надо было бы как можно в большей степени использовать опыт прошлых лет.

Поэтому важно не то, кто хотел воплотить тот или иной масштабный проект, а важно то, кто его воплотил. И в случае, например, с путепроводом, именно благодаря активным действиям команды Риты Строде, нам удалось подать заявку на освоение европейских денег, буквально впрыгнуть в последний вагон и в конце концов получить финансирование. Сначала мы нашли среди программ европейских фондов необходимую нам – о пересечении магистралей и железнодорожных путей. Потом нашли в ней место для нашей подпрограммы, “продвинули” ее через Министерство сообщений, и когда программа открылась, подали заявку и получили деньги. Если бы не эти действия, не защита наших интересов на правительственном уровне, можно было бы еще десятки лет только и делать, что вспоминать, кто был автором этого хорошего проекта, который так и не удалось воплотить…

– В случае с проектом Водоканала – та же история?

– Это непрерывный проект, который реализуется уже давно и имеет общегосударственный масштаб. Первая его очередь началась еще в 1990-е годы, когда делали реконструкцию очистных сооружений и строили водозабор “Северный”. Но непрерывность реализации этого проекта опять-таки обеспечивается своевременной подачей заявок, подготовкой технической документации и прочими активными действиями, которые в случае со вторым этапом развития водоснабжения в Даугавпилсе были осуществлены как раз при нынешней Думе. Сегодня уже готовятся документы на третью очередь. Параллельно этому проекту под патронажем Министерства среды решаются вопросы с захоронением отходов. Как известно, мы совместно с другими самоуправлениями построили Южно-Латгальский полигон бытовых отходов.

– Но все-таки есть проекты, которые хотелось бы осуществить, но до сих пор не удалось. Например, проект по замене устаревших городских трамваев…

– Да, хочется все и сразу, но как бы мы ни лоббировали свои интересы, мы не можем заставить Кабинет министров и Брюссель открывать все программы, которые нужны нам в удобное для нас время. Программа развития общественного транспорта с электрическим приводом появилась в плановых документах только на период с 2007 по 2013 год, и условия этой программы достаточно сложные. В 2009 году она еще не откроется, так как Министерство сообщений еще не защитило перед Брюсселем ее экономическую обоснованность. Если все пойдет по плану, то в 2010-м сможем подавать заявки наравне с Ригой и Лиепаей.

– Безусловно, до последнего переворота в правительстве мэру Даугавпилса и ее команде было проще лоббировать принятие выгодных для города решений, открытие тех или иных программ структурных фондов. Но сейчас LPP/LC ушла в оппозицию. Отразилось ли это на наших возможностях в плане политического лобби?

– Дело в том, что экономически обоснованные проекты сейчас проще продвигать из-за кризиса, даже не имея прямого политического лобби. Но все равно необходимо знать тех специалистов в министерствах, с которыми надо работать. Конечно, партийная принадлежность мэра зачастую не просто очень помогает, а жизненно важна для города. Все мы знаем, что в Резекне после последних выборов в самоуправление партия “Центр Согласия” получила наибольшее число мест и должность мэра. Но спустя год депутаты сменили этого мэра на представителя Народной партии, у которой было только одно место в Резекненской думе. И тогда денежный поток из столицы в направлении Резекне значительно увеличился.

А вот если бы у них остался мэр от “Центра Согласия”, то, возможно, мы бы уже решили вопрос об окружном суде в Даугавпилсе. Этот пример очень хорошо демонстрирует, как важно, чтобы мэр города являлся представителем той партии, которая имеет сильные позиции в Сейме.

Результатом плодотворной работы и тесного сотрудничества нынешней команды с госинституциями является то, что с 2009 по 2010 год включительно в городе на европейские деньги будут уже наверняка (получены гарантии, проекты одобрены) реализованы проекты общей стоимостью в 59 млн латов.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

21.05.2009 , 19:13

"Сейчас"


Написать комментарий

Безусловно, до последнего переворота в правительстве мэру Даугавпилса и ее команде было проще лоббировать принятие выгодных для города решений, открытие тех или иных программ структурных фондов. Но сейчас LPP/LC ушла в оппозицию
=======
Энто каково это переворота?
поподробнее плиз...
насколько я знаю-у власти по прежнему
Рита Строде-представитель LPP/LC...
а лоббировать просто- на благо города слабо?
или обязательное условие-не хилая зарплатка?

ах да...отсранили Годманиса..
судя по однопартийцам Строде-их к власти
нельзя допускать на пушечный выстрел(30-50 км)
лично читал в газете-Строде заявляла-нам
крупные предприятия не нужны,что бы избежать
социального кризиса ,если предприятие закроеться
...как говорится -ноу комент...
логика блондинки..

А где наши деньги, которые мы платим в дорожный фонд? Охренеть,Нас опять пытаются одурачить, такое впечатление, что до вступления в ЕС дороги не ремонтировались. Где деньги????

Написать комментарий