Проглядели в Бартоше убийцу

Последний школьный звонок для одиннадцатиклассницы Натальи Шешко прозвучал ровно год назад. 6 июня девушка была убита 19-летним Евгением Бартошем. Он признался в преступлении только тогда, когда лгать дальше было некуда. Когда окружной суд отмерил меру наказания – 13 лет и шесть месяцев, виновный с этим не согласился, счел приговор злодеянию по мотиву ревности слишком строгим и обратился в Верховный суд. Слушание назначено на октябрь, душегуб ждет заседания за решеткой.

Чужая душа потемки?

О том, что заставило Наталью утром 6 июня поехать на автобусе по телефонному звонку давнего и почти забытого после короткого знакомства Бартоша в деревню Озерная, сказать никто не может. Родителей никто тревожить по этому поводу не решается, прокурор, который вел дело считает этот момент сугубо личным, к сути дела не относящимся.

Но факт остается фактом, что Наталья, успешно закончившая предпоследний класс, сдавшая экзамен на гражданство, оформившаяся на работу летом в Англию, поехала в ту злополучную пятницу в Озерную по просьбе парня. Она год как без сожаления рассталась с Бартошом из-за его бесконечного, беспечного вранья. Он лгал по мелочам, в главном. Потому и рассталась Наталья с Евгением, наверняка зная о других его куда более серьезных недостатках. Например, что юнец получил условный срок за грабеж: нападал на женщин, вырывал сумочки. В тюрьму не посадили, пожалели: живет без родителей, с сестрой, у которой семья. Получает профессию столяра в профшколе “Межциемс”. Родственники Натальи помогли устроиться на работу по специальности в хорошую фирму, но усердия и дисциплины у юнца не хватало, пришлось уйти.

Одноклассницы Наташи – выпускницы 3-й средней школы – отзываются о ней как о добром, отзывчивом человеке, с чувством собственного достоинства. Она первой говорила всем “здравствуйте”. Дружила со всеми. Помогала в учебе ровеснице Кристине, которую семья Шешко, где есть еще мальчик и девочка, опекала. В сельском доме в Таборе, что за Даугавой, жили дружно. Достаток был небольшой, но мама Валентина решила, что Наташа и Кристина должны учиться в городе, хотя приходилось ездить.

По-иному складывалась жизнь у Евгения. Мать умерла, с отцом общего было мало. Старшая сестра от жизни много не требовала, дать брату много не могла.

Найдя первую классную руководительницу в Свентской школе, автор попросил ее рассказать, каким был ученик Бартош. Послушный, спокойный, скрытный. Учился так, не особо старался. Никак не могла понять педагог, отчего это Евгений стал убийцей. И сейчас ей не верится в такое.

Наставница Бартоша в профучилище тоже ничего не разглядела в будущем убийце такого, что приведет к трагедии. Ну, был скрытен, но чтобы нелюдимым – нет. Тогда откуда же бандитские замашки, откуда подленькое чувство превосходства над слабыми, беззащитными женщинами? Не в один же день перерождается юноша, чтобы душить, наносить удары ножом. Ни один из опрошенных преподавателей, воспитателей, психологов, социальных педагогов, членов сиротского суда, полицейских инспекторов по делам несовершеннолетних (Бартош стоял на учебе в полиции) не винит себя в том, что загублена юная светлая жизнь, а вторая пройдет в тюремных камерах. Разводят руками дважды дипломированные специалисты, вздыхают вместе с безутешными родителям Наташи эти инженеры человеческих душ. Говорят: так вышло. Не просят: увольте по профессиональной непригодности. Им не до детей из неблагополучных семей, где есть риск, что вырастет преступник. Статистика Минюста свидетельствует, что нарушения закона и общепринятых правил в семь раз чаще фиксируются в тех семьях, где не все ладно. Но они произвели на свет налогоплательщика, который, когда вырастет с помощью радивых помощников семьи, будет содержать тех же учителей, полицейских и прочих. Пока названные и прочие не сберегли Наташу.

Автобус в никуда

Восстанавливая события 6 июня прошлого года, следователи быстро пришли к выводу, что начинать надо с Бартоша. Он отпирался, почти убедительно рассказывал, что посадил Наташу в автобус, который повез девушку в Даугавпилс. Назвал рейс – 12.20. Опрос водителя и кондуктора показал, что ни в это время, ни позже в Свенте эту девушку никто не видел.

И только 12 июня настоящий убийца, который старался навести криминалистов на ложный след, вынужден был признаться в содеянном. Он показал место примерно в 25 метрах от дороги, где закопал тело девушки. Выходило, что он встретил ее с ножом в кармане у опушки леса. Утверждает, что умысла убивать не было. Была ревность. Наташа с год как не встречалась с Бартошем. У нее был другой парень, студент железнодорожного колледжа. Все об этом знали. Пара строила совместные планы на жизнь. Наташа собиралась в Англию подзаработать денег, чтобы помочь семье и готовиться к учебе на врача-педиатра или на инженера авиации. В эти планы не вписывался парень, у которого были совсем другие взгляды на будущее.

Он рассвирепел и стал душить девушку, затем нанес несколько ударов ножом. Сам же выкопал углубление и спрятал туда бездыханное тело.

В конце дня, когда Наташа, всегда пунктуальная, не вернулась домой, родители подняли тревогу. Мобильник дочери не отвечал. Ее голоса больше никто не услышал.

Как и она не услышала последнего школьного звонка…

Подготовил Владимир РУДОЙ

27.05.2009 , 13:42

"Экспресс Неделя D"


Написать комментарий