Цена одной буквы 2

Министерство образования проводит реорганизацию своих агентств и центров — количество сокращенных чиновников не сообщается.

Ловкость рук — и обмана никто не заметит. Именно так собирается повышать свою “эффективность” Министерство образования Латвии. Почти пять тысяч чиновников трудятся в ведомстве госпожи Коке, но необходимость экономить бюджетные средства и ужимать раздутый аппарат, похоже, превратится в обычную перестановку и переливание одного центра в другой.

Среди реорганизованных учреждений — агентство скандально известной Эвии Папуле , главного идеолога и проводника реформы школ нацменьшинств. За внедрение реформы Папуле была удостоена ордена и повышения по службе. До сентября 2004 года она была заведующей отделом министерства, а после часа Х стала главой целого госагентства по оценке качества всеобщего образования(VIKNVA).

Был VSIC — будет VISC

Итак, план реорганизации, который МОН передал Кабинету министров, выглядит следующим образом. Дано шесть государственных структур: Центр содержания образования и экзаменации(ISEC), Госцентр молодежных инициатив(VJIC), Госцентр специального образования (VSIC), Администрация профессионального образования (PIA), Агентство по оценке качества всеобщего образования(VIKNVA) и Госинспекция образования(IVI). Ликвидации подлежат четыре учреждения — VJIC, VSIC, PIA и VIKNVA. Читатель еще не запутался во всех этих “ВСИЦах”? Рекомендую запомнить.

Сообщается, что в результате реорганизации будет создано два новых учреждения. Один из них — Государственный центр содержания образования(VISC). Новый центр это всего навсего — бывший ISEC, от него лишь отрезали слово “экзаменация” и добавили слово “государственный”. В результате получилась новая аббревиатура и новое учреждение. В новый центр войдут Центр содержания образования и экзаменации + Центр молодежных инициатив + Центр специального образования.

Агентство Эвии Папуле и Администрацию профессионального образования распилят пополам: часть функций (связанных с содержанием учебных программ и обучением педагогов) передадут новому Центру содержания образования, а часть — Госинспекции образования(IVI).

Инспекция теперь будет оценивать качество образования, заниматься лицензированием программ и аккредитацией школ. Собственно, так, как это было и раньше — до 2004 года, пока не наступили “жирные” годы Калвитиса и чиновники начали в бешеном темпе плодиться и размножаться. Ах да, сама госинспекция тоже будет переименована — с 1 июля она будет называться Госслужбой качества образования.

Вся эта грандиозная переструктуризация очень настораживает. Вместо VSIC — делают VISC, но от перестановки букв, как и от перестановки слагаемых, сумма не меняется. Понятно, что два новых старых центра — Центр содержания образования и госинспекция — не просто сменили название. Они получили новые штатные расписания. В самом деле, куда же пристроить Папуле и компанию — ни в госинспекции, ни в Центре содержания образования вакансий нет. А так под шумок реорганизации будут созданы новые отделы и департаменты, где найдется местечко для всех этих милых дам.

“Какая такая реформа?”

Кстати, агентство Папуле было создано по рекомендации Конституционного суда — когда несколько депутатов ЗаПЧЕЛ и “Центра согласия” подали иск против реформы школ нацменьшинств. Депутаты доказывали, что в результате перевода русских школ на госязык обучения может снизиться качество образования, а Конституционный суд предложил компромисс: реформа вводится, но для ее мониторинга создается специальное агентство, которое будет контролировать этот процесс. Агентство было создано незамедлительно, но оно превратилось в агентство по аккредитации школ. Раньше этим занимался всего один отдел в министерстве!

Когда спустя год после введения реформы я напросилась на интервью к Эвии Папуле, она не смогла показать мне ни одной цифры, которая доказывала бы, что качество образования в отреформированных школах не снизилось. Более того, с присущим этой даме апломбом утверждалось, что само агентство к Конституционному суду и реформе не имеет никого отношения! Зато благодаря интервью я своими глазами увидела, какой чудесный офис в респектабельном ЧАСТНОМ доме на улице Блауманя получило новое агентство: с огромными кабинетами, кухней и душевой. “Это — бывшая квартира немецкого посла”, — не скрывала Папуле.

А само интервью так и не было напечатано. Папуле попросила месяц сроку и обещала подготовить данные о качестве образования в русских школах. Месяц прошел. Я позвонила, спрашиваю, готовы ли эти данные. “Какие данные?” — удивилась глава агентства. Спустя пару лет, когда Госконтроль проводил ревизию в МОН, всплыла цифра, что одно только агентство Папуле обходится налогоплательщикам в миллион латов ежегодно! Когда я задала этот вопрос министру образования Татьяне Коке, та тоже сделала удивленные глаза, мол, наверное, Госконтроль включил и европейские деньги, которые осваивало агентство.

Ценный автограф

А потом всплыла еще одна цифра. Уже в декларации о доходах самой Коке — в 2008 году, исполняя обязанности министра, она заработала 18 742 лата. Плюс в качестве профессора Латвийского университета — еще 13 204 лата. Плюс в академическом инфоцентре — тысячу. Плюс в Агентстве оценки качества образования — около четырехсот. Какие такие услуги выполняла министр в подотчетном самой себе ведомстве — неизвестно. Ясно же, что аккредитацией школ она не занималась. Ее участие в этом процессе ограничено лишь тем, что министр ставит свою подпись на документе об аккредитации. Получается, что 400 латов — стоимость ее автографа?

В любом случае, этот факт показывает: чиновники наши связаны друг с другом крепко. Так что не удивлюсь, если один из вновь созданных центров возглавит непотопляемая Эвия. Что будет с остальными работниками? На мой вопрос, сколько сотрудников будет сокращено в результате реорганизации шести учреждений, пресс–центр МОН не мог дать ответа два дня. И только на третий день ответил: неизвестно. Как неизвестно?! Ведь уже с прошлого года, когда Годманис объявил о сокращении госаппарата, все латвийские министерства отправляли в Министерство финансов подробные планы с указанием сокращаемых вакансий!

“Цифры будут только к 1 июля”, — ответила руководитель пресс–центра Даце Янсоне.

“Сколько средств удастся сэкономить в результате реорганизации”, — спрашиваю я. “Министерство финансов должно подсчитать экономию этой реогранизации к 1 августа”, — отвечают мне. Вот так планы по эффективности — ни одной предварительной цифры! Как учителям сокращать зарплату вдвое, так быстро подсчитали, а собственную реорганизацию превратили в какой–то лингвистический ребус.

Спрашиваю, сохраняются ли офисы в частном доме на Блауманя, ведь там “проживало” не только агентство Папуле, но и Госцентр языка. Тоже нонсенс — снимать частные апартаменты при том, что Министерство образования, помимо дома на Вальню, куда уже не вмещаются все специалисты от образования, имеет несколько объектов недвижимости!

“Офисы в частных домах ликвидируют”, — ответила Даце Янсоне. Предлагаю посадить чиновников в любую пустующую школу. В Межапаркскую, например, которую в этом году ликвидируют. Там, конечно, душевой и уютной кухни нет, но зато лес рядом. А главное — эффективно.

Автор: Юлия Александрова


Написать комментарий

Даже мне, простому негру с 46-летним стажем проживания в Латвии и работе на благо Латвии ,стыдно перед самой Латвией за её дщерей в лице таких вот горе-чиновников...Прости, Латвия...

Вот ещё одно мнение по этому поводу ...

http://baramunda.110mb.com/comm_form.php?t=n&n=14

Написать комментарий