Mamas-D подал иск против государства

С 1 октября текущего года все латвийские АЗС будут обязаны продавать бензин 95-й марки с непременной 5%-й добавкой этанола, а солярку – с примесью 5% биодизеля. С подачи Министерства экономики правительством Латвии принято соответствующее решение, cогласно которому обязательная добавка 5% биотоплива позволит снизить импорт топлива и увеличить объем потребления произведенного в Латвии биогорючего.

“Выращивание рапса – это будущее энергорынка”, – возвещала пару лет тому назад руководитель департамента государственных визитов отдела инвестиций и развития Латвии Ника Котовича. По ее же словам, доля использования биодизеля в Латвии пока еще мала – всего 5%, но опыт других стран, успешно использующих рапс в качестве биотоплива, доказывает, что производство этой культуры является перспективным. Воодушивившись подобной перспективой, латвийские предприниматели от бизнеса на бумаге переходили к бизнесу на деле – строили и совершенствовали заводы по производству биодобавок. И все-таки поначалу шло хорошо…

ЦЕНОВОЙ ПРОГНОЗ НЕВОЗМОЖЕН

Биодизель в Латвии на сегодняшний день выпускают несколько компаний. Самая крупная из них – Bioventa в Вентспилсе – может выдавать до 100 тыс. тонн этой продукции в год. Только вот основная ее часть предназначена для экспорта, так как работает на сырье, облагаемом в Латвии акцизом. А этанол в республике производит одна Jaunpagast plus. Впредь на конечную цену топлива будут влиять факторы, которые до недавних пор можно было не принимать в расчет – цены на биодизель, сельхозпродукцию и этанол. Если в Бразилии этанол производится из сахарного тростника, в США – из кукурузы, то в Европе (в том числе и Латвии) – в основном из зерна. А цены на зерно, как известно, имеют обыкновение сильно колебаться в зависимости от обильности урожая как в мире, так и в отдельно взятой стране. Сегодня покупная цена на зерно – 80 латов за тонну, но в 2008-м она была гораздо выше – 175 латов за тот же вес.

Ни один специалист не сможет спрогнозировать, как добавление этанола или биодизеля в горючее в перспективе повлияет на конечную цену продукта. Однако существуют заверения, что первоначально она почти не изменится по отношению к той, которая была до вступления в силу поправок. В особенности это касается бензина 95-й марки. Но дизельное топливо на выходе может слегка подорожать, так как биодизель при сравнительно низких ценах на нефть стоит намного больше углеводородного – сейчас примерно 972 доллара за тонну против 588.

Сами торговцы топливом о новой норме отзываются с осторожностью. Пожалуй, лишь Latvija Statoil высказывается оптимистически, называя 5%-ую добавку к обычному топливу первым шагом к ограничениям выбросов углекислого газа. Зато Хаим Коган, заместитель председателя совета LUKoil Baltija, заявил, что новое требование не даст никаких ощутимых плюсов ни потребителям, ни самим продавцам горючего. Единственно, кто в данный момент кажутся более-менее заинтересованными в нем, – это сами производители биотоплива и их поставщики сырья из числа местных крестьян.

ЗАВОД К СЕЙМУ НЕ ПОДВЕЗЕШЬ

Посмотрим, что говорит по этому поводу  Владимир Рыбников, член правления OOO Mamas-D (Даугавпилс):
“Тот факт, что с 1 октября 2009 года биодобавки к бензину и дизтопливу, наконец, становятся в Латвии обязательными, особой радости уже не вызывает. Вопрос для нас стоит шире, так как компания Mamas-D 19 июня этого года подала иск в Еврокомиссию и Конституционный суд Латвии. В ведении Еврокомиссии – бюджет и структурные фонды, она контролирует предоставление субсидий, следит, чтобы не нарушались принципы конкуренции. Юристы предприятия считают, что Латвийское государство нас жестоко обмануло, отменив незаконно Правила Кабинета министров в отношении государственных дотаций на производство биотоплива. Со своей стороны мы подали иск на сумму 400 тыс. латов. В настоящее время все латвийские производители биотоплива находятся на грани банкротства. Казалось бы, что вступившие в силу новые Правила КМ способны улучшить наше положение, но это далеко не так. Из-за отмены дотаций местные производители биотоплива становятся неконкурентоспособны, так как во всех европейских странах существует дотирование производства биотоплива. Сегодня сложилась ситуация, когда из-за дороговизны нашего товара покупателей на него очень мало. Выгоднее биотопливо закупить в другой стране, например в соседней Литве. Государство гарантировало дотации на производство 400 млн литров биотоплива в год до 31 декабря 2010 года, а выделялись они лишь до первой половины 2008 года. Получается, что властные структуры стараются не для своего производителя, а для чужого. В поисках справедливости мы подключили юристов международного уровня, которые уверены в том, что судебный процесс нами будет выигран. Но “кинули” по большому счету не только производителей, вкладывающих средства в развитие и совершенствование этого вида бизнеса. В незавидном положении оказались и наши поставщики – крестьяне, которые также потратили деньги на развитие культур, закупили необходимую технику, взяв на это кредиты. А в итоге у них не стало сбыта. Обманутые люди садятся на трактора и едут искать правду в столице, но мы не можем к Сейму привезти завод. То же и с банками, выдававшими крупные суммы под перспективные программы. В общем, из-за непродуманной внутренней политики плохо сегодня всем. Наш завод по производству биотоплива продолжает работать в убыток с надеждой на судебное решение, которое признает правомочность обоснованных претензий. Мы не сразу обратились в судебные инстанции. Первоначально старались доказывать свою правоту в Министерстве земледелия, Министерстве экономики, беседовали с руководством департамента энергетики. Но вразумительных ответов нигде получено не было. Новые правила постоянно редактируются, меняются дополнения к ним. При этом чиновники не готовы объективно разъяснять свои собственные решения".

ДОРОГАЯ ПОЛЬЗА

Нормативы ЕС предписывают довести потребление биотоплива в Латвии к 31 декабря 2010 года до 5,75% от общего объема. Сегодня производитель обязан выдержать европейский стандарт EN 14214, который включает 25 параметров, иначе это не биодизель, а самогон. Вводя обязательный подмес 5% биодизеля, государство принимает на себя ответственность за его качество и обязанность строжайшего контроля производителей. Латвийский рынок потребляет ежегодно около 800 тыс. тонн обычного дизтоплива в год, то есть при обязательном подмесе 5% понадобится до 40 тыс. тонн биодизеля. Дорогое оборудование полного контроля появилось в Латвии лишь в 2007 году. А первый стандарт Латвии, 2005 года, зачем-то был урезан до 15 параметров, и, похоже, производителям оказали медвежью услугу. Неясно, как предприятия, лишенные дотаций и созданные под облегченный стандарт, выдержат все требования EN 14214.

“Производство биотоплива призвано поддержать сельское хозяйство Евросоюза, но не кошельки автомобилистов”, – пишет Хаим Коган. Получается, что из всего многообразия факторов эксперт видит только свою бензоколонку. Но ведь те же автомобилисты не питаются нефтепродуктами, а фермеры не заправляют трактора молоком. Евросоюз в данном случае заботится не о кошельках, а о легких и автомобилистов, и крестьян. Европейцы хотят дышать чистым воздухом и нас заставляют, а это стоит денег. Биотопливо экологичнее ископаемого. Остановимся хотя бы на одном аспекте.

Причина кислотных дождей, сжигавших поля дотла, – сера в автомобильном выхлопе. На десульфуризацию бросили несметные средства. Норматив серы в дизтопливе за десять лет понизили в двести(!) раз: с 0,2% до 10 ppm (parts per million) – десяти частей на миллион, т. е. 0,001%. Европейские заводы вложили в переоборудование миллиарды долларов – и эти деньги “сидят” в цене, где ж еще? И о них никто не вспоминает. А может быть, нам только кажется, что не вспоминает? Анализируя политику латвийского правительства, невольно приходишь к выводу, что существует некая негласная договоренность – свое производство по возможности загубить, а заграничному – безгранично дать зеленый свет. Может, Латвия так полученные европейские деньги отрабатывает?

Жанна ЧАЙКИНА

09.07.2009 , 16:18

"Сейчас"


Написать комментарий