Шок – это по-нашему! 5

Жители Латвии смирились с шоком, который спровоцировал экономический кризис. Такое мнение высказал вчера председатель Комиссии по стратегическому анализу при президенте Роберт Килис. Эту точку зрения, однако, разделяют далеко не все.

Почему чиновники не могут понять, что чувствует народ?

Откровения Килиса

Представители власти привыкли все валить на экономический кризис. Все проблемы в стране исключительно из-за него, говорят они.

- Люди пережили шок, наступил период стабильного пессимизма, – сказал Килис, отметив, что впереди нас ждет если не светлое будущее, то по крайней мере не такое напряженное, как сейчас. – Думаю, так страшно не будет, – отметил он, добавив, что в конце 2008 года ситуация в Латвии была гораздо более напряженной, чем сейчас.

На чем основываются такие выводы, Килис не пояснил, но согласиться с ним трудно. Видимо, глава президентской комиссии крайне далек от простого народа – ну не ездит он на работу на общественном транспорте, не слышит разговоров в очередях за “cкидочными товарами”…

Иначе бы высказывался осторожнее: такого резкого понижения пенсий, социальных пособий и зарплат бюджетников, какие Сейм утвердил в этом году, наша страна еще не знала. Не знала она и такого резкого повышения налоговых ставок, которые заложены в утвержденном парламенте бюджете на следующий год. Если конкретно господин Килис этого не почувствовал – это не значит, что этого не почувствовали все. Есть за что критиковать экс-премьера Годманиса, но при нем Латвия не находилась в такой глубокой яме, как сейчас.

Критерий “от события”?

Наши “президентские эксперты” привыкли мыслить по принципу “от события”. Уверен, критерий оценки Килиса связан с январскими беспорядками в Риге. Они хотя и произошли в 2009 году, но стали логичным продолжением 2008 года. Те беспорядки, безусловно, стали катализатором, который четко показал – общество недовольно. Но беспорядки, которые по большей части были спровоцированы молодыми людьми, желающим развлечься, не идут ни в какое сравнение с тем, что происходит в стране сейчас. Для Латвии погромы – нетипичная форма протеста. И вряд ли они войдут в стандартный арсенал протестующих в будущем – ментальность не та. Гораздо серьезнее ситуацию характеризует массовый отъезд населения за рубеж, который говорит о реальном положении дел в стране.

В 2008 году, когда, по словам Килиса, все было гораздо хуже, народ так активно не бежал за границу. В конце концов, народ тогда протестовал “без напряга” – одно дело выйти на пикет к зданию правительства и совсем другое – две недели прожить в палатках на морозе, требуя изменения ситуации.

Тогда народ требовал повышения зарплат, сейчас он просит, чтобы оставили хотя бы чуть-чуть. В этом есть существенные различия: тогда народ боролся за “хорошую жизнь”, сейчас – за выживание.

Никто не объявлял тогда голодовок, потому что это требовало усилий. А протестовать хотелось легко, в комфорте. В курьезном заявлении одного из участников “палаточной” акции протеста – о том, что он бросает пить алкоголь в знак протеста против экономической политики правительства, на самом деле кроится глубокий смысл.

Представляете, пишу это без иронии – как надо было достать человека, чтобы он решил совершить такой поступок.

А это именно поступок, ведь, как известно, отказаться от вредных привычек крайне сложно.

Мне сверху видно все…

В то же время крупные государственные чиновники о кризисе судят не по содержимому своих кошельков, а по публикациям в прессе. Они, с одной стороны, понимают, что надо быть ближе к народу, иногда даже рассказывают в этой связи журналистам, как им тяжело живется в кризис, но выглядит это как минимум нелепо.

На ум сразу приходит недавнее интервью Затлерса польской газете, в котором он пожаловался на то, что у него не хватает денег на новые туфли, костюм и ужин в ресторане. При этом глава государства скромно умолчал о своей зарплате, которая даже после урезания на 30% (что было, то было) составляет более 2 тысяч латов.

Или вот свежий пример: глава монополиста “Латвэнерго” Карлис Микельсонс на вчерашнем заседании парламентской комиссии по народному хозяйству пожаловался депутатам, что “его унижает нищенская зарплата”…

- Почему я должен быть унижен и получать в четыре раза меньше, чем член правления Банка Латвии и в три раза меньше, чем руководитель “Латтелекома”? – возмутился чиновник.

При этом, если брать информацию из открытых источников, в ноябре зарплата главы “Латвэнерго” составляла 8550 латов в месяц, а руководителя госпредприятия “Латвияс дзельзцельш” Угиса Магониса, к примеру, 7943 лата. Впрочем, можно предположить, что зарплата обоих чиновников была снижена, однако в любом случае она составляет не менее 5 тысяч латов в месяц. Справедливости ради отметим, что ни Микельсонс, ни Магонис не попадают в Топ-10 самых высокооплачиваемых чиновников страны, который возглавляет президент airBaltic Бертольд Флик с зарплатой 29 000 латов в месяц.

…Так что господину Килису, который через СМИ пытается показать, насколько он близок к простому латвийскому народу, лучше уж помолчать. Не ему, это уж точно, судить о том, оправился народ от шока или нет.

Вадим РАДИОНОВ


Написать комментарий

В 2008 году, когда, по словам Килиса, все было гораздо хуже,
..............................
Точно инопланетянин, как могло быть народу хуже когда денег были полны карманы :(? а теперь пшик.

самая идиотская статья килис полный дебилис

Vnechnij dolg r. Belarys"-- bolche 20 milliardov $$$... GA-Ga-GA promichlennost..

xa-xa: Vnechnij dolg r. Belarys"-- bolche 20 milliardov $$$... GA-Ga-GA promichlennost..

Интересно , а что это за дибил по всем коментам гогочет

Хохотунчик поменяй тему: xa-xa: Vnechnij dolg r. Belarys"-- bolche 20 milliardov $$$... GA-Ga-GA promichlennost..Интересно , а что это за дибил по всем коментам гогочет

Byl"ba! Ne delaj ochibok braslavskij xren

Написать комментарий