Дрезденский урок: как остановить эсэсовские марши?

Каждый год в канун 16 марта Рига замирает в ожидании очередного шествия экс–легионеров СС и их современных поклонников. Те же самые чувства, только перед 13 февраля, много лет подряд испытывают и жители Дрездена. Но в этом году печальная традиция была наконец прервана.

Неофашисты всех мастей съезжаются сюда со всей Германии, чтобы пройтись маршем по городу в знак протеста против американо–британских бомбардировок, уничтоживших красавец Дрезден 13 февраля 1945 года. Новые наци оставляют после себя горы мусора, погнутые фонарные столбы, разбитые витрины и перевернутые машины. В этом случае Дрездена им не жаль…

Но в этот раз шоу провалилось… Горожане впервые показали, кто в доме хозяин. По призыву бургомистра дрезденцы и антифашисты со всей Германии вышли на улицы под лозунгом “Защитим город от нацистов!”. 15 тысяч человек, взявшись за руки, преградили нацистам путь в Старый город, а 5 тысяч полицейских блокировали выходы с вокзала, куда те прибыли со всей Германии.

Немцы прекрасно понимают: в том, что 65 лет назад Дрезден пострадал от авиации союзников, виноват только Гитлер. Он развязал войну и принес страдания и другим нациям, и своему народу.

Возможна ли у нас столь же эффективная массовая акция ненасильственного сопротивления? “Вести Сегодня” попросила прокомментировать инициативу дрезденцев руководителя Латвийского антифашистского комитета Йосифа Корена.

— В случае с Дрезденом еще можно с натяжкой говорить о том, что местные наци скорбят по поводу уничтожения красивейшего германского города, хотя подавляющее число немцев понимает: если бы союзники не вышибли оттуда нацистов, Германия была бы совсем не такой, как сейчас. В Латвии же 16 марта — это день, когда две латышские дивизии, заняв стратегическую высоту на реке Великая, сдерживали наступление Красной армии, оттягивая разгром “коричневых” ублюдков, каждый день отправлявших на тот свет тысячи невинных людей.

Я счастлив за Дрезден — впервые за много лет мэрия этого города запретила шествие неонацистов. Бургомистр запретил, а суд разрешил. И тогда мэр вышел вместе с народом на улицу…

— Что мешает в Риге сделать то же самое?

— Только что я написал обращение к Рижской думе и его главе г–ну Ушакову о недопустимости проведения неонацистских акций в европейской столице. Обращение пойдет приложением к подаче нашей заявки на мероприятие в центре города 16 марта. Мы ссылаемся на резолюцию Генассамблеи ООН, где ясно сказано, что организация выражает глубокую озабоченность по поводу прославления нацистского движения и бывших членов организации Ваффен СС, в том числе путем сооружения памятников и мемориалов, проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого и неонацизма.

Генассамблея четко трактует, что акты проведения таких мероприятий могут быть квалифицированы как подпадающие под действие статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и что они могут представлять собой несомненное злоупотребление правом на свободу мирных собраний, а также правом на свободу убеждений и на свободное их выражение. Описанные выше практики оскорбляют память бесчисленных жертв преступлений против человечности, совершенных во время Второй мировой войны. Это резолюция ООН. Если мне не изменяет память, Латвия является страной–членом ООН.

— Когда международные резолюции были указом для Латвии! Градоначальники дают зеленый свет, а легионеры маршируют…

— Будь на то желание и политическая воля, это могло бы стать как минимум достаточным юридическим основанием для отказа. В прошлом году мэр Биркс — заметим, “тевземец” — запретил шествие легионеров. А нынешнее руководство еще не определилось… Окей, не нравится заявителям марша отказ — пусть идут в суд! Но позиция думы была бы ясна.

— С другой стороны, митинги, собрания, пикеты не проходят через разрешительную систему. Можно подать заявку, известив думу, что в такое–то время в таком–то месте ты будешь проводить такое–то мероприятие, и все!

— Дума имеет право вмешаться, если она считает, что акция угрожает общественному порядку. В 2007 году Годманис протащил закон, согласно которому два мероприятия противоположной направленности не должны проводиться в одном месте и в одно время, а преимущество дается тем, кто первым подал заявку. И что сделали “Вису Латвияй”? В феврале прошлого года они подали заявку на проведение мероприятия 16 марта в центре Риги и 9 мая у монумента Освободителям. Я лично в данном случае за то, чтобы Рижская дума проявила демократичность и разрешила молодым националистам провести 9 мая свое мероприятие у памятника Освободителям. Очень хотелось бы на это посмотреть…

— Иосиф, а если бы рижский мэр поступил так же, как дрезденский, сколько народу это могло бы собрать?

— Тысяч 10 точно бы вышли. Латвийский антифашистский комитет очень надеется, что когда–нибудь рижский мэр не только подарит городу праздник 9 Мая, но и встанет во главе колонны мирного сопротивления, преградив дорогу нацистам. Во всем мире в первых рядах антифашистских демонстраций стоят главы государств и градоначальники.

А во время одного из антифашистских митингов 16 марта в центре города Годманис торчал в окне близлежащего отеля, наблюдая за происходящим в бинокль. Один из наших ему закричал: “Ивар, спускайтесь к нам! Во всех приличных странах премьеры — во главе антифашистов”. Но Годманис быстро спрятался за занавеской…


Написать комментарий