Юрис Бинде: «Mы нe на тропе войны»

Рекламные войны — этот сценарий ждет рынок мобильной телефонии в этом и ближайших годах. Глава компании LMT Юрис Бинде допускает, что методы могут быть еще более жесткие, потому что сегодня речь идет не о получении новых клиентов — рынок уже насыщен до предела, а о перераспределении уже имеющихся.

При этом президент LMT категорически против бесплатного сыра для абонентов — это, по его словам, верный путь к плохому качеству. Однако разовые акции “говори в сети LMT всю жизнь бесплатно” наподобие той, которая прошла в начале этого года в Даугавпилсе, LMT все же не исключает.

Мы не против сравнения

— Разговор нельзя не начать с конфликта между LMT и Tele2, который возник на почве рекламных роликов с желтыми и зелеными человечками. При этом автор ответного хода от Tele2 Эрик Стендзениекс на прошлой неделе в интервью нашему изданию обрисовал ситуацию так: "На “Золотую рыбку” Tele2 неожиданно и жестоко напал неприятель: O Karte приравнял свой самый низкий тариф к самому высокому ZZ. Ход LMT меня тогда очень удивил: и какая муха их укусила? Очевидно, это был дрозофил падающего рынка". Так что там у нас с мухами?

— Практика показывает: деловая этика, как и Восток, — дело тонкое. И мы никогда не утверждали, что сравнительная реклама недопустима в принципе. Сравнительная реклама — это очень правильная вещь, которая, кстати, поощряется со стороны следящих за конкуренцией организаций, и в том числе в Евросоюзе. Когда мы разрабатывали наш первый рекламный ролик с человечком, мы просто хотели показать: тарифы, которые Tele2 рекламирует как самые выгодные, на самом деле такими не являются. И мы вполне корректно об этом рассказали людям.

— Tele2 уверяет, что сравнивать разные по сути тарифы — как раз некорректно. Что, мол, учетными тарифами на деле мало кто пользуется…

— Существует виртуальнaя скалькулированная цена и реальный расчетный тариф. И последний — это как раз тот тариф, по которому снимаются деньги с карты предоплаты, а все скидки и бонусы — это надстройка, а не базис. Поэтому мы и сравнили между собой два тарифа. Центр по защите прав потребителей подтвердил, что Tele2, пользуясь виртуальной ценой, а не реальным расчетным тарифом, вводит в заблуждение потребителя.

— При этом вы понимали, что встаете на тропу войны?

— Первый выход на тропу войны состоялся не сейчас, а в прошлом году, когда осенью Tele2 стала рекламировать некоторые параметры по качеству и для этого использовала прямое сравнение. Это сравнение не было корректным, поскольку исследования регулятора по качеству передачи голоса были совсем неоднозначны. А с учетом погрешности измерений вообще нельзя выявить правду. Наша реклама с человечками была, на мой взгляд, очень корректной, ведь клиентов оператора на самом деле долгое время вводили в заблуждение. Тем более что в обществе есть такой стереотип, что, мол, LMT — дорогой оператор, хотя это давно не соответствует действительности. Поэтому мы и решили: пора активно действовать.

— Вы могли предположить, что реакция Tele2 окажется настолько жесткой?

— Конечно, мы понимали, что ответ будет. И это нормально, когда борешься за клиента. Но если честно, мы не предполагали, что ответ будет в таком странном виде. Но в любом случае правда оказалась на нашей стороне — Tele2 запретили дальнейшую рекламу с человечками.

— А LMT будет ее продолжать? Ситуация, по сути, благоприятная — им нельзя, а вам можно и дальше?

— Не исключаю, что будем. Время покажет.

“Метеорит” — это перебор

— Когда вы увидели ответ Tele2, не было зависти по поводу того, что Эрик Стендзениекс не в вашей команде?

— Нисколько. Его странные методы работы — это не для нас.

— Что касается конечной цели вашей рекламы с человечками, то ощутили приток клиентов?

— Да, как раз в тот период, когда реклама активно шла по телевизору и радио, к нам активно шли клиенты, потому что они взяли и посчитали, сколько реально они платят.

— Говоря о рекламных приемах, эксперты считают, что в отрасли мобильных услуг уже нельзя действовать консервативными методами — конкуренция слишком жесткая. Это доказывает “Метеорит” от Tele2 и реклама Bite — “зачем платить деньги, если можно не платить”. Допускаете ли вы шоковые приемы для рекламы услуг LMT?

— История с “Метеоритом”, по–моему, никуда не годится хотя бы потому, что в нее были вовлечены спецслужбы — аварийные и пожарные. Мне кажется, что в шоковых приемах можно идти довольно далеко, но есть вещи, которые нельзя трогать — полицию, безопасность государства, пожарных и всех тех, кто каждый день рискует своей жизнью.

— Это как звонок хулигана в школу о том, что там заложена бомба?

— Примерно так. Но самое интересное: при том, что столько было затрачено сил и нервов, результата мы особо не почувствовали — от нас не побежали толпы абонентов. Эта реклама больше повлияла на существующих клиентов Tele2, которые сменили тариф внутри сети.

Качество и довольный клиент — это наш метод

— Не боитесь новых “метеоритов”, которые будут бить с прицелом на чужих абонентов?

— Нужно понимать, что конкуренция была и будет, и мы можем говорить только об обострении разных методов. Рынок насыщен: по данным статистики, в Латвии около 104–106% жителей имеют мобильные телефоны. То есть свободного источника для роста количества абонентов фактически нет. Единственное, что может быть на этом рынке, — перераспределение. И естественно, методы для достижения этой цели выбираются самые разные.

— Когда стала возможна смена мобильных операторов с сохранением номера, то каково ваше сальдо?

— Вначале мы длительнo приобретали абонентов, потом теряли, потом падение остановили и в целом стремимся выйти на ноль. Это хороший показатель. Кроме того, у нас неплохие показатели по рентабельности — на уровне прошлого года, что тоже можно считать успехом. Конечно, наши доходы из–за кризиса и резкого изменения экономической ситуации уменьшились — мобильные телекоммуникации являются зеркалом того, что происходит в экономике.

— Вы признаете, что рынок насыщен, значит, единственный значимый момент для его передела — это тарифы? Готовы ли вы отказаться от прежней ставки на качество связи в сторону дешевизны этой связи?

— Качество всегда было и будет главным нашим аргументом — нужно просто увидеть те цифры, которые мы вложили в покрытие и емкость сети, а ведь от этих параметров зависит качество передачи широкополосного Интернета. Остальные операторы вложили сравнительно меньше средств. Что касается цены, то не нужно брать голую цену, лучше посмотреть на параметр “цена — качество” и сравнить в этой категории наши услуги. Всегда будут люди, которые готовы мириться с более низким качеством, но при этом платить копейки за услуги.

Некоторые ошибочно полагают, что если мобильный оператор уже построил все станции, то ничего вкладывать ему не надо — он только гребет деньги лопатой. Это неправда, телекоммуникационная сеть — это живой организм, который постоянно развивается. Клиенты этого не видят, а ведь чем менее заметна инфраструктура, тем дороже она обходится. А где взять деньги, если в тарифах у тебя сплошные нули, как обеспечить это качество, к которому привыкли клиенты за 18 лет работы? Есть расхожее мнение, что для мобильного оператора голосовые услуги фактически ничего не стоят и их пора отдавать даром. Но для оператора бесплатная услуга — это убытки, хотя прямо об этом никто не говорит.

С географическим прицелом

— Но при этом недавняя акция LMT в Даугавпилсе прошла именно под этим лозунгом: “Купи О Карте за 3 лата и всю жизнь говори в сети LMT бесплатно”. На интернет–форумах активно обсуждали вашу секретную акцию и рассказывали, что ажиотаж был сумасшедший.

— Все просто: рынок очень насыщен, и мы решили немного перераспределить его в свою пользу — с помощью акции мы привлекали только новых абонентов. Нам это удалось, акция прошла очень успешно.

— А почему был выбран Даугавпилс?

— Не скрою, мы ориентировали нашу акцию именно по географическому признаку, ведь рынок не является гомогенным. Плюс акция была приурочена ко дню рождения — к открытию нашего центра обслуживания клиентов.

— А зачем такая секретность? Не готовы были удовлетворить всех желающих? И почему больше одного комплекта в руки не давали?

— Мы ждали и подсоединили всех желающих, которые пришли в наш центр обслуживания в Даугавпилсе. Ограничение “один комплект в руки” было сделано для того, чтобы мы могли подсчитать реальных новых пользователей сети.

— При этом BiFri со своим бесплатным комплектом внутри сети вначале тоже выходил на рынок как акционный продукт. Не планируете все же ввести нулевые тарифы в сети в некоторых пакетах?

— Это не совсем наша цель, мы больше сейчас ориентируемся на передачу данных, и тут у нас есть два новых тарифных предложения для клиентов. Потому что сегодня технические данные передачи данных по телефону сопоставимы с возможностями компьютера.

— Не думаю, что за вашими планами по передаче данных будет такой же ажиотаж, какой был у акции в Даугавпилсе, значит, людям пока более интересны дешевые голосовые предложения?

— Как правило, о таких планах нашей компании мы заранее не говорим.

— Но как продолжение подобной акции, но уже в других городах, в том числе и в Риге, допускаете?

— Конечно, допускаю. Но не как постоянную услугу, где будут нулевые тарифы в сети. В форме разовых акций — да, возможно.

Убытков не будет

— Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, какие ставите цели на этот год?

— Главное для нас — услуги передачи данных. Снижение оборотов, конечно, есть, и причины тут внешние. Сейчас многие политики и экономисты спорят о том, пройдено дно в экономике или нет. Мне кажется, что достигнут некий уровень стабилизации.

— Конкретно в отрасли мобильных телекоммуникаций дно пройдено?

— Мы чувствуем, что дно в отрасли пройдено еще в прошлом году. Примерно к середине года число абонентов перестало падать и до начала этого года было стабильно. А сейчас появляются слабые ростки.

— Экономика в целом упала на 18%, у вас было сопоставимое снижение показателей?

— Примерно такое же, плюс–минус пара процентов. Что касается будущего, трудно сказать. Если почитать газеты, то кажется, что все плохо — хуже некуда. Но когда мы общаемся с предпринимателями, то в общем–то люди уже пережили этап великого расстройства и возмущения. Они начали работать. A новые местa работы будут создаваться только в результатe развития предприятий.

— Это вы говорите потому, что для многих мобильный телефон — эта та вещь, от которой не отказываются даже в кризис. Будут искать акции, экономить на разговорах, но какой–то минимальный уровень вам все равно обеспечат.

— Я далек от эмоций и смотрю на вещи исключительно с экономической точки зрения: если бы наше правительство соблюдало все те же самые экономические законы в прежние годы, у нас не было бы такой страшной перекредитованности жителей и государства. Конечно, экономистам всегда легче объяснить, почему это случилось, чем что–то прогнозировать, но ведь многие эксперты предупреждали о перегреве экономики, о перегреве отдельных отраслей. И если бы к этим мнениям прислушивались, то ситуация сегодня была бы другой.

— Если говорить о показателях прибыли компании, на каком уровне их планируете?

— Прибыль уже не будет такой, как в прошлые годы, и это естественно.

— Убытки не планируете?

— Ни в коем случае! В ближайшем будущем точно их не будет.


Написать комментарий