Администратор: СГД топит предприятия

Председатель правления Латвийской ассоциации сертифицированных администраторов процесса неплатежеспособности Янис Бирзулис рассказал "Бизнес&Балтия":http://bb.lv о том, как СГД доводит компании до банкротства и какие важные изменения принесет новый закон "О неплатежеспособности".

Государство во многих случаях является не только крупнейшим кредитором в процессах неплатежеспособности, но и зачастую является одним из крупнейших дебиторов.

“Большие суммы денег оказываются заморожены по той или иной причине в распоряжении Службы госдоходов, которая не производит возврат переплаченного налога на добавленную стоимость. Когда предприятия запрашивают возврат налога, СГД ищет всевозможные причины, чтобы деньги не выплачивать. Налоговики затевают проверки и аудиты, привлекают даже свой “репрессивный орган” — Финансовую полицию, чтобы отложить или вовсе отменить выплату. Но такие действия противоречат одному из основных принципов работы госструктур — в идеале они должны служить налогоплательщику, а не наоборот.

Между тем даже отсрочка выплаты на месяц-два означает, что жизнеспособность предприятия оказывается под угрозой. И не одного, а сразу нескольких благодаря эффекту домино: не получившее возврат НДС предприятие не может рассчитаться со своими поставщиками, те — со своими и т.д.

Всегда было известно, что просить эти деньги у СГД — себе дороже. Но усовершенствование системы возврата коммерсантам НДС было официально включено в план мероприятий по улучшению предпринимательской среды на 2008 год, принятый правительством Годманиса весной указанного года. То есть была официальная установка идти навстречу бизнесу, чтобы ускорить движение денежных средств — крайне полезное начинание при “тормозящей” экономике. Тогда отношение к процессу у бизнеса изменилось. Однако, как видно, теперь установка потеряла силу", — отмечает Бирзулис.

“Очень тревожит то, что государство, у которого в процессе поддержания денежных потоков в бизнесе весьма важная роль, своими же действиями фактически способствует банкротству отдельных компаний. Конечно, в делах о неплатежеспособности есть и другая сторона медали. Если предприятие, как мы это называем, “заболело”, то нужно разобраться, можно ли его вылечить или же его следует изолировать, чтобы оно не нанесло серьезного вреда окружающим. Но если единственная настоящая проблема у фирмы в том, что она не может в срок получить возврат налогов, и из-за этого кредиторы, не получившие платежей, подают в суд иск с просьбой признать ее неплатежеспособность, создается нечестная ситуация. В результате мы видим в суде компании, которые могут осуществлять хозяйственную деятельность и у которых хороший баланс, потому что большая дебиторская задолженность компенсирует все кредиторские, по которым наступил срок выплаты. Но живых-то денег нет, а кредиторы имеют право требовать погасить долги. И требуют. Им-то не легче от того, что должник сам ждет свои деньги от СГД. И они знают, насколько рискованно (!) просить деньги у государства.

А ведь СГД по сданным отчетам прекрасно видит всех партнеров каждого предприятия и может заметить, что и у них есть долги по налогам или другие невыполненные обязательства. Зачем же задерживать деньги у себя, а не способствовать улучшению “кровообращения”? Ведь часть денег тут же вернется обратно СГД, когда кредиторы, с которыми фирма расплатится, смогут погасить свои задолженности по налогам", — добавляет эксперт.

Он считает, что решение о возврате НДС или отказе в нем должно приниматься в течение 10-15 дней. По крайней мере, если поступит отказ, фирма сможет сама попросить признать себя неплатежеспособной и не мучить больше ни себя, ни партнеров.

08.04.2010 , 16:43

rus.delfi.lv


Написать комментарий