Эйнарс Граудиньш: неграждане — это последний ресурс власти 44

Через год–полтора в политической системе Латвии начнутся серьезные изменения, считает экономист Эйнарс Граудиньш.

"Власть и госуправление поражены стагнацией, сравнимой только с той, что царила в 80–е годы среди престарелых членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС… Моноэтническая "элита", сформировавшаяся с начала 90–х годов (вместе со своими родственниками, соседями и школьными товарищами), количественно себя исчерпала… Качественной она вообще никогда не была априори, в чем уже убедился каждый житель страны. Если нынешняя "элита" не желает попасть в "сеть социальных революций" по африканскому образцу, ей остались последние мгновения, чтобы на добровольном эволюционном пути… расширить численную базу граждан… Надо присвоить гражданство не только всем негражданам, но, возможно, и людям, которые какое–то конкретное время находятся на латвийской территории… Гражданство должно быть присвоено им автоматически, без каких–либо дополнительных условий.

После этого сейм следует распустить и назначить новые выборы. Параллельно провести реформу Сатверсме, ввести всенародные выборы президента ЛР и резко сократить функции и роль парламента, что создаст предпосылки для создания профессионально–технического Кабинета министров — правительства национального примирения".

Это выдержки (в переводе) из блога одного из авторов портала www.Diena.lv. И этот автор — не Евгений Осипов и не Владимир Линдерман. А человек по фамилии Граудиньш. И человек этот не с улицы. Эйнарс Граудиньш, на минуточку, член совета директоров компании AS Zurnāli un diena, которая, в свою очередь, владеет контрольным пакетом AO "Диена". Понятно, что мы вышли на контакт со смелым блогером.

— Эйнарс, вы ведь по профессии военный?

— Да, я окончил Ярославское высшее военное ордена Красной Звезды финансовое училище имени генерала армии Андрея Васильевича Хрулева. Это одно из самых элитных учебных заведений мира, диплом которого признается во всех странах — от Израиля до США. Гражданская профессия, которую я получил в этом училище, — экономист. В этой ипостаси я сейчас и работаю. Но 10 лет ходил в погонах, служил в советской армии, а потом в латвийской.

— Что вас развело с армейской службой?

— Я служил в Министерстве обороны ЛР, когда началась военная реформа по стандартам НАТО. Минобороны сделали политическим органом, соответственно, я, офицер, стал чиновником. А потом попал под сокращение. И думаю, прежде всего потому, что началась зачистка ведомства от офицеров, служивших в СА. Кое–кто из них еще остался, но это временно.

— А почему вы, латыш, выбрали военное училище в России?

— Во–первых, меня привлекала военная служба. А во–вторых, я всегда поступал нестандартно.

— Ваше окружение было удивлено вашим выбором?

— Шокировано.

— Вы и теперь шокируете своими взглядами. Казаков, Линдерман, Тясин, Петропавловский, Кравцов — примеры того, как власть умеет расправляться с инакомыслящими.

— В Латвии действительно отработана система дискредитации таких людей — через налоговые и правоохранительные органы. Эти способы, к слову, заимствованы у того самого режима, от которого нынешние политики так открещиваются. Но эта система подавления инакомыслия уже сдувается. Потому ситуация в Латвии не устраивает тех, с чьих рук сегодня кормятся наши политики, — в первую очередь МВФ и Всемирный банк.

Международные кредиторы заинтересованы вернуть с процентами то, что они сюда вложили, и они не уверены, что нынешняя политэлита Латвии с этой задачей справится. Они видят, что наш политбомонд продолжает доить бюджет, а точнее, расхищать его. Поэтому скоро здесь начнутся серьезные изменения — максимум через год–полтора. И скорее всего, начнутся они с демонтажа института неграждан.

— С чего бы это Запад вдруг озаботился тихим апартеидом в ЛР?

— В результате “цветных революций” (а горбачевская перестройка была первой в их цепи) к власти в странах Балтии пришел узкий слой национальной элиты, преимущественно функционеры той самой КПСС, которая у нас теперь почему–то запрещена. Русскоязычному населению пообещали активное участие в общественно–политической жизни, а потом выбросили из нее, лишив гражданства более полумиллиона человек. Никакой идеологии под этим актом не было. Просто убрали людей, которые могли составить конкуренцию при решении экономических вопросов. Приоритет за эти двадцать лет у пришедшей к власти элиты был один: максимально все приватизировать (я считаю, просто украсть), денационализировать (то есть тоже украсть) и продать остатки. А на политическом уровне — продать всю страну. Это все и было сделано. Продажа страны успешно прошла в 2007 году, когда здесь началась вакханалия с кредитами скандинавских банков. Теперь долги государства надо будет возвращать. Чтобы эти деньги отсюда можно было изъять, в стране не должно быть социальных потрясений. А при нынешнем курсе мы к ним неизбежно приближаемся. События могут развиваться по сценарию, который мы наблюдаем сейчас в Африке.

— Из чего вы делаете такой вывод?

— Из того, что общее недовольство народа нарастает. Молодое поколение про советское время знает только по рассказам и кинофильмам, оно сравнивает сегодняшнюю Латвию с западными странами — границы–то открыты. И не понимает, почему мы живем так плохо. Поколение 50–летних тоже этого не понимает, потому что сравнивает свою теперешнюю жизнь с советским периодом. Они видят, что полностью разрушено все, что было позитивного при СССР. А я считаю, что позитивного было 80%, а негативного — 20%, и могу часами доказывать, что это так.

— Политологи, однако, говорят, что хотя отношение к правительству у населения будет ухудшаться, но бунтов в Латвии не будет.

— Ни один политик и ни один эксперт не скажет вам, будет такой бунт или нет и если будет, то когда. Стихийные волнения начинаются чаще всего на религиозной и этнической почве. В Латвии рост этнического напряжения налицо. Страну явно качнуло в крайне правую, по сути, нацистскую сторону. Это видно по результатам последних выборов в сейм. Если “ТБ”/ДННЛ занималась во власти решением своих чисто экономических задач — через нагнетание напряженности с Россией, то в парламенте нового созыва фракция Visu Latvijai открыто и каждый день занимается эскалацией радикального национализма. Эти люди не случайно вошли во власть. Национальная элита довела страну до края ямы, люди нищают, опускаются. Фактически у нас сейчас успешно реализуется политика “три Д”: деградация, деморализация и дебилизация. А питательной средой для фашизма является, как известно, люмпенизированные слои. Так что социальная база у нацистов растет. Чтобы взять власть на следующих выборах, им совсем не надо, чтобы за них проголосовало большинство. И половины не надо. Достаточно будет 20 процентов. Знаете, какой у Гитлера был номер на билете национал–социалистской партии? 580–й (нумерация партбилетов начиналась с 501). Так вот число 500 ему приписали, реально в руководстве НСПГ в 1932 году состояло не более ста человек, а население Германии было около 80 миллионов. И вот эта сотня нацистов подчинила себе всю страну.

На Западе отлично видят эту угрозу. Мне доводилось говорить с экспертами западных стран — они очень обеспокоены тем, что Латвия коричневеет.

— Приходится слышать от разных неглупых людей: у нас такая маленькая страна, что вряд ли здесь возможен фашистский режим. Европа не допустит. Но мы знаем, что в Европе неонацистские движения набирают силу. Не станет ли маленькая Латвия детонатором этих процессов в Европе?

— Совершенно точно — может стать. Латвия в настоящий момент является самым слабым звеном в Европейском союзе. Вдумайтесь, минимум триста тысяч человек здесь лишены политических прав, и одновременно эти триста тысяч не являются людьми коренной национальности. И одновременно они находятся в самом тяжелом экономическом положении. Это бомба замедленного действия. И никому на Западе не нужно, чтобы она рванула. Поэтому и ЕС, и США приложат все силы и средства, чтобы в кратчайший срок решить здесь вопрос с негражданами. И не только потому, что это вопрос политического риска для Латвии и для всего Европейского союза. Это и риск экономический для международных кредиторов. И он связан с демографическим фактором.

В Латвии около двух миллионов человек. А реально — намного меньше. Те, кто вынужден был убежать отсюда, пока здесь задекларированы. Но мы можем выяснить, сколько у нас работающего населения, по количеству зарегистрированных плательщиков социального налога. И эти данные просто кошмарные, по ним получается, что около 250 тысяч — четверть миллиона (!) — без работы.

Сколько и какой национальности в этой группе — такие исследования, естественно, не проводятся. Но я могу сказать, какой социальной группе живется сегодня тяжелее всех. Это русскоязычные пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Они лишены любой возможности и надежды заработать деньги в этой стране. То есть они приготовлены к мучительной смерти.

И общая экономическая ситуация только ухудшается. Долг населения за отопление достиг 60 миллионов латов. Морозы еще не кончились, так что этот долг еще прирастет. Второй фактор: массовые выселения из заложенной недвижимости. Они начнутся в этом году. Суды длятся около двух лет, и иски, которые были предъявлены в 2008 году, теперь уже удовлетворены. В этом же году резко поднимают налоги, и, соответственно, налогов будет собрано меньше — это закон. Достаточно почитать классиков политэкономии, чтобы понять, что именно это и произойдет. В 2010 году мы отдаем МВФ только проценты по займу. Но через год придется выплачивать уже основную сумму.

Так как критерии бюджета не будут выполнены, придется снова повышать налоги. Кстати, министр финансов Вилкс уже намекает: нужно будет еще раз урезать бюджет. Где его урежут? Учитывая, что чиновничий аппарат у нас неприкасаем, урежут здравоохранение, культуру, образование и социальную сферу. В какой–то момент этот процесс достигнет критической массы, и взрывателем ситуации может стать любой фактор. Какой именно, никто сегодня точно не скажет. Но все, что сегодня делает национальное правительство нашей многонациональной страны, наносит русскоязычному населению гораздо больший ущерб, нежели коренному. С рабочих мест вытесняют русскоязычных, заменяя их, где возможно, нацкадрами. Потому что у нас рабочие места — это больше, чем рабочие места. Это электорат! В таких условиях поводом для массовых волнений может стать не только прекращение финансирования русских школ, но любой нюанс. И тогда развитие событий будет уже неконтролируемо.

Шансов на добровольное политическое решение здесь нет никаких. Одна надежда на тех людей за океаном, которые в собственных интересах как–то повлияют на нашу ситуацию. Может быть, спишут Латвии часть долга под условие, что в политику пустят и вторую часть населения.

Все мы помним, как Запад и, в частности, посольство США добивались, чтобы в новое правительство был включен “Центр согласия”. Логика очень простая. Во–первых, приглушить тем самым недовольство русскоязычного населения. Во–вторых, втянув в коалиционное правительство его представителей, разделить с ними ответственность за последствия 20–летней деятельности национальной элиты. Это такая интересная политтехнология — заставить русских отвечать за все, что было сделано без их участия. То есть кинуть по второму разу.

К слову, националисты очень резко отреагировали на то, что посольство США в Латвии выложило на своем сайте версию на русском языке. Поверьте мне, что это жест дипломатический с политическим подтекстом.

На Западе понимают: при той эмиграции и потере рабочей силы, которые мы имеем, у Латвии нет другого выхода, кроме как дать гражданство всем жителям страны. Есть такой военный термин — “людские потери”. Так вот за 20 лет независимости мы потеряли больше, чем за время Второй мировой войны. Это те, кто уехал в эмиграцию, те, кто умер преждевременно, и те, которые не родились. И эти людские потери не идут ни в какое сравнение с репрессиями 1940 и 1949 годов.

Чтобы выжить, нам нужно расширить электорат. Это улучшит качество политической власти, а значит, поможет решить и социально–экономические проблемы. Потому что любая внутренняя проблема, какую ни возьми, если ее рассматривать комплексно, упирается в проблему безгражданства.

— Не боитесь открыто высказывать такие взгляды?

— Да нет, мне уже 45 лет, я много чего в жизни видел. Я советский офицер и горжусь этим. Служил в десантных войсках. Был офицером и в латвийской армии. Служил в десантных войсках. Меня трудно чем–то испугать.


Написать комментарий
Показать предыдущие 24 комм.

ЕСТЬ умные люди в Латвии Он не один среди латышей но они давно прижаты и многие давно свалили отсюда .Всегда болел за баскетболиста Криштопанса но никогда за примьер министра но помните что он сказал о латвийской политике перед уходом

добавлю
если не ошибаюсь Эгил немецкий профессор права
экономический директор фольсвагена
американский высокопоставленный сотрудник НАСА
конкурент Гунтиса на пост президента не хочу вспоминать их фамилии
ВСЕ ЛАТЫШИ и все свалили
Да они умницы поняли куда все идет и свалили
потому что как нормальные люди не хотели принимать участие в предстоящем бардаке

В учебнике по обществоведению (был когда-то такой предмет в школе)было сформулировано:"В результате национально-освободительных революций к власти приходит национальная буржуазия". Теперь это называется "цветными" революциями.

BRAVO!NI VSE POTERJANO ESLI OSTALIS UMNIJE ISMELIJE

согласна с каждым словом..

Да, складно звонишь!!! :)))
Проверить бы Вас на деле!!!

rad cto pojavilis mudrie latisi.mozet ece ne vse poterjano

Эйнарс. что скажете о собранных нациками 10 000 подписях против русских школ? Может ли " из искры возгореться пламя?"


Читайте внимательно статью:

..."В какой–то момент этот процесс достигнет критической массы, и взрывателем ситуации может стать любой фактор. .........................В таких условиях поводом для массовых волнений может стать не только прекращение финансирования русских школ, но любой нюанс. И тогда развитие событий будет уже неконтролируемо....."

Читать дальше: http://www.gorod.lv/novosti/124955-eynars_graudinsh_negrazhdane_eto_posledniy_resurs_vlasti#ixzz1FGWCCZ77

Эйнарс Граудиньш,спасибо ВАМ!Вот такие люди должны стоять у власти,поднимать с колен свою страну,не делить людей на русско говорящих и латышей,а прививать патриотизм детям и желание жить тут и работать,а главное не мешать тем кто еще не уехал.

Аж,на слезу пробило.

Я латыш в первом поколении десантник офицер не существующей страны инж.строитель купивший у элиты сертификат по строительству проектированию и строй надзору...работы нет срок пенсии не понятен уехать не могу т.к.на руках мать-инвалид закодировавшаяся от политических изменений-инсультом очень близка Ваша оценка ситуации...

Молодец!!!!Не всё ещё потерянно,т.к. есть такие ,как Граудиньш!

Только- ЗА!!!

ты молодец-десантура не где не пропадет.

Nu tak cto????Mutim revoljuciju??? :)

Георг: Радует что в стране ещё есть умные люди.

Эйнарс! С Днём Защитника Отечества. Рад,что среди латышей иногда появляются умные люди. Виват Эйнарс

Latvija latviams.

Latvija latviams.

Дорогой Эйнар! Давно хотела Вам изъявить огромную признательность, в т.ч. за позицию по Новороссии. Такие редкие люди, как Вы, примиряют с вопиющими недостатками национального характера титульной нации, вернее, ее т.н. элиты.

Написать комментарий