ЛОСР: оттянуть срок пенсии, чтобы у человека осталось меньше времени

В Латвии ликвидировано около 200 000 рабочих мест. Продолжается банкротство предприятий. Люди по–прежнему массово покидают страну.

Истинные масштабы социально–экономического и демографического бедствия откроются, возможно, после подведения итогов переписи населения (и то не факт). Но уже сейчас, по подсчетам специалистов общественной организации "Латвийское общество социальных реформ" (ЛОСР), социальное страхование потеряло около 476 миллионов латов. Это та сумма, которую могли бы заплатить работающие. Если бы, конечно, не уехали из страны.

У большинства оставшихся в Латвии и еще сохранивших работу, доходы сократились наполовину. И если показатель средней зарплаты (445 латов) пока сохраняется на уровне "жирных лет", то лишь благодаря огромному количеству "блатных" рабочих мест с громадными зарплатами в гос— и муниципальном секторе — советах предприятий, правлениях, фондах и т. д.

— И вот на этом фоне раздаются вопли, что пенсионеры получают слишком большие пенсии, что они отнимают детские пособия! — говорит председатель правления ЛОСР Иварс Редисонс. — Нас убеждают, что скоро платить пенсии будет не из чего, что стариков становится все больше, а работающих все меньше. Что надо срочно поднимать пенсионный возраст до 65–70 лет, а суммы пенсий устанавливать не больше прожиточного минимума. И что вообще действовавшая до сих пор пенсионная система никуда не годится и ее срочно надо менять.

Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

Деньги ваши? Стали наши…

Когда Латвию принимали в ЕС, особо подчеркивалось, что наша пенсионная система — одна из лучших в мире. К нам даже учиться ездили.

И действительно, эффективность модели латвийской пенсионной системы, от которой сейчас нас призывают отказаться, доказала свою состоятельность.

Пример. В середине 90–х, когда эту модель вводили, выплаты превысили поступления. Для погашения разницы специальный бюджет был вынужден "одолжить" у государства 100 миллионов латов под 10% (!) в год. И что? Несмотря на то что трудности у экономики Латвии были сродни нынешним (это было время крушения российских банков), пенсионный фонд не только полностью рассчитался, выплатив и основную сумму долга, и проценты, но и в кратчайшие сроки скопил почти миллиард латов!

…А потом правительство и сейм присоединили эти накопления к общему госбюджету. И черпали оттуда полной ложкой. Из накоплений социального страхования уплыл… миллиард латов!

Наша организация — ЛОСР — неоднократно поднимала вопрос о пропавшем "пенсионном" миллиарде. Когда в марте 2009 года правительство Домбровскиса приступило к работе, тогдашний министр финансов Э. Репше высказался, что, дескать, поиск "пенсионного" миллиарда на повестке дня не стоит. В самом деле: пропал миллиард, ну что ж поделаешь…

К слову, государство прибрало не только деньги. После приватизации ста наиболее ценных предприятий (среди них Grindeks, Валмиерское стекловолокно и др.) часть акций — в общей сложности на 30 млн. латов — была передана пенсионному фонду. После присоединения специального бюджета к основному эти акции тоже оказались в госсобственности.

Совпадение или нет, но на тот же период пришлись лозунги "Руководителям латвийских учреждений — европейские зарплаты!". У истоков этого "ноу–хау" стояли Репше и Домбровскис. А позже его "углубил и усугубил" Калвитис…

Сейчас пенсионные средства растранжирены, концов не найти, да и искать их никто явно не собирается. Нам предлагают смириться с этим фактом и выбирать, на ком сэкономить. На детях? На стариках? Или, может быть, на мамочках? Посеять рознь между разными группами людей и властвовать — прием, испытанный веками…

Дорогой военного коммунизма

— Спасая банки от убытков, правительство с подачи Еврокомиссии провело в стране определенные мероприятия, — продолжает И. Редисонс. — Результат — массовая безработица и эмиграция работоспособной части населения. А огромные убытки, понесенные страной, были покрыты не за счет правительства и Еврокомиссии, а за счет народа, в том числе накоплений социального страхования.

Сегодня мы слышим призывы в духе военного коммунизма: оттянуть срок выхода на пенсию настолько, чтобы до момента смерти у человека осталось как можно меньше времени. Да еще и ускорить переход в мир иной, установив размер пенсии не выше прожиточного минимума! Чтобы ни поесть толком, ни попить, жилье не оплатить, лекарств не купить… Чтобы уж наверняка!

А между тем пенсии — это, по большому счету, вообще не дело госбюджета! Некорректен даже сам термин “государственная пенсия по возрасту": пенсии по возрасту в Латвии платит не государство. Иное дело пособия: они действительно выплачиваются из социального бюджета. А у пенсий источник совсем другой — бюджет социального страхования, который образуется из индивидуальных выплат каждого работающего в пенсионный фонд. Государство туда не вкладывает практически ничего. Разве что платит за какие–то малочисленные группы, жен дипломатов к примеру.

Приведу аналогию. Все знают, что такое ОСТА — обязательное страхование гражданско–правовой ответственности владельцев транспортных средств. Сумма OCTA в 2010 году составила 39,8 млн. латов. Почему бы правительству в ответ на требования консолидировать 50 миллионов латов не прихватить эти денежки? Направить их, к примеру, на ремонт автодорог. Смотришь, и госбюджет бы сэкономил, и состояние дорог улучшилось бы, и аварий стало бы меньше…

Абсурд, конечно! Потому что средства страхования можно тратить исключительно на предназначенные для этого цели.

Однако в случае с пенсионным страхованием этот принцип был проигнорирован. Средства, предназначенные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для выплаты пенсий, госмужи влили в государственный основной бюджет, то есть наложили лапу на деньги, которые каждый работающий латвиец откладывал СЕБЕ на старость. Позже Конституционный суд вынес вердикт, что это незаконно. Но что толку — деньги–то, "позаимствованные" из карманов латвийцев помимо их воли, все равно никто не вернул и, скорее всего, не вернет!

А народ бежит…

Сейчас, когда все растранжирено, наши госмужи уверяют, что прежняя модель пенсионной системы никуда не годится.
Но докажите нам, господа, что это так! Предъявите цифры и расчеты! Докажите, что все эти годы Министерство благосостояния действовало как рачительный хозяин. Что, к примеру, делало все, чтобы обеспечить прибыль предприятий, доли/акции которых принадлежат пенсионным фондам (Lauma, Латвийское пароходство, LiepAjas metalurgs и др.)

И не надо пугать нас, что население Латвии стареет, что скоро некому будет работать и что придется завозить гастарбайтеров. Благодаря новым технологиям можно производить гораздо больше с участием меньшего числа людей. Не надо винить в проблемах "слишком высокие" пенсии. Реально высокие пенсии лишь у сотен бывших высокопоставленных чиновников и политиков, а десятки тысяч пенсионеров прозябают в нищете. И не надо искать причины демографической катастрофы в низкой рождаемости. Это лишь следствие, а настоящая причина в том, что большинство латвийцев не уверено, могут ли они сегодня нормально прокормить, одеть–обуть своих детей, вырастить их здоровыми (учитывая кризис в медицине), дать им хорошее образование и т. д.

Но самое главное — то, что, не видя перспективы, народ отсюда бежит. Из–за этого социальное страхование теряет ежегодно сотни миллионов латов (не говоря уже о не полученных государством НДС, акцизе и прочих налогах, которые могли бы поступить в бюджет, если бы все уехавшие по–прежнему жили бы на родине).

Я считаю, что необходимо не только отказаться от повышения планки пенсионного возраста, но и вообще прекратить говорить об этом. Ничего, кроме вреда, это не принесет. Во–первых, это никак не может решить проблемы, связанные с выходом из кризиса. Во–вторых, эти средства не могут и не должны использоваться для возврата кредитов МВФ — тут нужно искать другие источники. И самое главное: люди бегут, потому что не уверены, что в Латвии у них есть будущее, и все эти разговоры о позднем выходе на пенсию и снижении ее до уровня прожиточного минимума только усугубляют массовый исход. В конце концов, не надо забывать и о том, что Латвия является частью Еврозоны. И социальная политика здесь должна соответствовать европейским стандартам, а не, скажем, стандартам Сомали или Зимбабве.

23.03.2011 , 15:40

Марина Блументаль , ves.lv


Написать комментарий